ПОРТРЕТ В. МАЙКОВА. Ок. 1765. Ф. С. Рокотов /1735—1808/. Москва. Государственная Третьяковская галерея
Статьи об искусстве
->
Среднее
В России XVIII века в художественных кругах искусство портрета ценилось не слишком высоко. Предполагалось, что портретист должен заботиться только о сходстве с натурой, в то время как мастер «живописи исторической», почитавшейся за главнейший род художества, нуждается в умении «сочинять», то есть компоновать картину, вкладывая к тому же в свое произведение какую-либо значительную идею. «Ничего не может быть горестнее, как слышать от сотоварищей: он портретной...» — жаловался один из замечательнейших портретистов эпохи, скульптор Федот Шубин.
Теперь это кажется нам парадоксом. Ведь лучшее, что было создано в русской живописи XVIII столетия, принадлежит к жанру портрета. Начиная со времени Петра I, наше искусство может гордиться такими мастерами, как Никитин, Матвеев, потом Антропов и, наконец, уже во второй половине века — триумвиратом блистательных портретистов, поставивших русскую живопись в уровень с европейской, — Федором Роко-товым, Дмитрием Левицким, Владимиром Боровиковским.
Старший из них — Рокотов. Родом, по-видимому, из крестьян (во всяком случае, родственники его были крепостными), он учился в незадолго до того основанной Академии художеств в Петербурге и уже вскоре после ее окончания заявил о себе как зрелый мастер. Об этом свидетельствует и портрет поэта В. И. Майкова, где в полной мере проявились особенности портретного искусства XVIII века: органическое сочетание живой наблюдательности, позволявшей зорко улавливать характерные черты модели, корректной сдержанности, не допускавшей излишней непринужденности трактовки образа, и особого изящества приема, не столько смелого, сколько изысканного.
В. Майков — типичный представитель дворянской интеллигенции того времени. Холеный барин, любящий и умеющий пожить; умница, нечуждый распространенного среди образованного «шляхетства» вольнодумства; человек, знающий себе цену, щедро наделенный остроумием (это он позднее написал очень полюбившуюся публике шуточную поэму «Елисей или раздраженный Вакх») и изрядной долей насмешливого скептицизма — таким был он в жизни и таким видим мы его на рокотовском портрете. Весь облик Майкова дышит удовлетворенным спокойствием. Изображенный по грудь в три четверти, он неторопливо повернул голову к зрителю и будто окидывает его снисходительным взглядом. Правый глаз слегка прищурен, на губах, плотно сжатых, играет едва уловимая усмешка. Полное, гладко выбритое, холеное лицо кажется несколько старше 35—38 лет, а именно столько было поэту, когда он позировал Рокотову. Натура изображенного человека передана художником с большой меткостью. Но мастер ограничивается лишь общей характеристикой. Он не стремится проникнуть в глубины внутренней жизни. Такой подход к образу человека создает своеобразное впечатление: портретируемый предстает перед зрителем как бы в некой официальной ситуации. В его облике нет ничего интимного, хотя он свободен и от всякой напыщенности и велеречия. Можно сказать, что он прост. Но это простота непринужденной светской любезности. Таким человек выглядит на людях: подтянутый, доброжелательно-сдержанный и в нужной мере отчужденный.
Все средства выразительности подчинены этой концепции. Майков одет в зеленый камзол с красными отворотами. Но это рискованное сочетание дополнительных тонов притушено, сведено к глуховатым оттенкам, погружено в чуть мерцающую дымку нейтрального фона, в котором звучат те же тона. На груди поэта кружевное жабо, намеченное легкими вибрирующими мазками. Лепка формы свободна, но тоже как бы смягчена уходящими в тень объемами головы и торса. От этого портрет кажется немного плоскостным, почти декоративным. Этот эффект не случаен. Портреты такого типа были предназначены для украшения интерьеров дворянских усадеб и дворцов. Гостя, приходящего в дом, встречала вереница образов, любезно смотрящих на пришельца, но, в сущности, к нему внутренне безразличных. И все же в этих светских портретах есть и настоящая жизнь. Это люди, в которых дышит уже не дворянская спесь, но чувство личного достоинства. Духовная содержательность угадывается во всем облике Майкова. Недаром в те годы среди передового дворянства возникает новое понимание «чести». Не родовитость, а личные качества делают благородным. И в отчужденности рокотовского Майкова не только светская небрежность, но и гордость человека, почувствовавшего себя личностью. В мире сословных привилегий человек либо чванится, либо раболепствует. Герой Рокотова чувствует себя свободным. И это очень важное начало. Пусть пока это чувство свободы касается лишь узкого круга избранных. Но в этом круге зреют новые идеи, и скоро в такой атмосфере родится дух вольнолюбия и непокорства, давший русскому обществу Радищева, а потом и декабристов.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:20:55 ПОЛИКЛЕТ. СТАТУЯ ДОРИФОРА. РИМСКАЯ КОПИЯ. Ок. 440 г. до н. э. Неаполь. Национальный музей
Великие создания культуры Древнего Востока были в подавляющем большинстве анонимны. Лишь изредка встречаем мы случайные имена, и не ими отмечен исторический ход развития искусства. Но, когда мы вступаем на почву Древней Эллады, г нас встречает целое созвездие великих художников. И это не только имена, это уже отчетливо рисующиеся творческие личности, со своими идеалами, системой приемов, создатели школ. В этом одна из характернейших особенностей духовной...
| | 18.08.2006 20:33:49 ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ. 1434. Лондон. Национальная галерея Ян ван Эйк /ок. 1390—14411.
В то время как итальянская культура Ренессанса, создав культ совершенной и свободной личности, возвысила человека над миром, на севере Европы, где было еще таким сильным влияние средневековой религиозности, человек мыслился лишь частицей огромного мироздания. Но если прежде и мир, и земной человек воспринимались как нечто ничтожное и даже презираемое перед лицом всемогущего божества, то теперь, в преддверии Возрождения, действительность приобрела в глазах художников самостоятельную ценность, правда, как творение бога, и потому такое прекрасное.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|