Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

Музей изобразительных искусств

Музеи мира и художественные центры -> Венгрия

Музей изобразительных искусств

Музей изобразительных искусств


   Среди художественных собраний Венгрии Музей изобразительных искусств занимает выдающееся место как с точки .зрения значения хранящегося в нем материала, так и с точки зрения его объема. В Музее сосредоточены произведения европейского искусства, начиная с памятников древней средиземноморской культуры и кончая современной скульптурой, живописью и графикой. До последнего времени здесь хранились также произведения старого венгерского искусства, но теперь они переведены в Национальную галерею, которая получила новое помещение в королевском дворце в Буде.
    Так называемый «Закон Тысячелетней годовщины» 1896 года официально учредил Музей, который был открыт в 1906 году. Однако коллекции, составившие собрание Музея изобразительных искусств, гораздо более раннего происхождения, чем сам Музей.
    В 1802 году был образован Венгерский Национальный музей, в состав которого, кроме значительных археологических, книжных и нумизматических материалов, вошло и несколько произведений живописи, в первую очередь исторические портреты.
   В результате длительного коллекционирования и селекционирования материалов Национального музея, последовательного присоединения ряда частных коллекций зародились собрания, которые в настоящее время составляют основу Музея изобразительных искусств, а именно Галерея старой живописи и Отдел графики. Первые экспонаты других отделов Музея изобразительных искусств: Отдела античного искусства, Отдела скульптуры, Отдела старого венгерского искусства и др. также обязаны своим происхождением коллекциям Национального музея.
   Египетский отдел. Собрание искусства Древнего Египта до конца прошлого века являлось составной частью собрания древностей Национального музея. Качество и объем этой коллекции значительно повысились в результате раскопок, которые в начале XX века велись в Среднем Египте в районе Шаруна и Гамхуда и которые частично финансировал венгр Фюлёп Бак.
   Участники раскопок: венгры, австрийцы и поляки получили найденные при раскопках деревянные саркофаги птоломейской и римской эпох, предметы, найденные в погребениях, несколько фрагментов рельефов, украшавших храм эпохи Птоломеев. К этому времени памятники египетского искусства, разбросанные до сих пор по многим коллекциям, были собраны в единое целое в античном отделе Музея изобразительных искусств. Тогда же началась научная обработка материала, в результате которой в 1939 году открылась первая обобщающего характера выставка египетского искусства. Годы войны нанесли большой ущерб коллекции: много экспонатов погибло. После освобождения Венгрии в 1945 году от фашистских войск продолжалось пополнение египетской коллекции значительными памятниками, среди которых первое место занимают материалы, завещанные Музею настоятелем монастыря в Зир-це Бонифацем Платцем. В 1957 году коллекция египетского искусства была выделена из состава Античного отдела; в 1962 году был образован самостоятельный Отдел египетского искусства, экспозиция которого представляет многообразную (с точки зрения показа эпох и жанров) картину культуры, искусства и культа мертвых Древнего Египта. Однако в коллекции наблюдались пробелы (некоторые исторические периоды совсем не были представлены). На основании договоренности с соответствующими египетскими учреждениями  в   1959  году   Музею удалось купить в Египте несколько памятников египетского искусства, заполнивших пробелы экспозиции. В 1964 году по приглашению ЮНЕСКО венгерская экспедиция приняла участие в частичных раскопках верхненубийского города и кладбища на севере от Абу Симбела, в Абдалах Нирки. Египетские органы власти отдали  в  распоряжение   венгерских   участников раскопок большую часть найденных памятников,  которые  обогатили экспозицию  Египетского отдела Музея изобразительных искусств. Коллекция отдела состоит из 2500 экспонатов. Античный отдел. Материал этого отдела Музея  изобразительных  искусств  первоначально представлял собой собрание гипсовых копий с произведений классического искусства. Коллекционирование  подлинников  античной скульптуры не входило тогда в профиль отдела. Начало античному собранию положил Антал Хек-лер, который в 1908 г. купил у мюнхенского археолога Пауля Арндта 135 мраморных, а в 1913 г. — 650 терракотовых скульптурных произведений.
   Основу коллекции ваз составил дар Марцелла Немеша, сделанный им в 1917 году. В результате пополнения этих коллекций в 1953 году образовался самостоятельный Античный отдел. Начиная с 1947 года материал отдела скачкообразно увеличивался частично за счет присоединения к нему коллекций других музеев (в числе которых в отдел попала коллекция Хаана из музея г. Дюлы, в частности такой памятник мирового значения, как киликс живописца ваз Андокидеса), частично за счет передачи Музею больших частных коллекций, пожертвований и покупок. Так, Музей купил коллекцию гемм Роусопоулоса Роусоса, приобретенную им в Греции, собранные на Кипре коллекции древностей графа Ференца Зичи и коринфские вазы, приобретенные инженером Палом Церстером во время строительства коринфского канала.
    В настоящее время в отделе хранятся 4000 памятников, в первую очередь греческой, этрусской, римской и карфагенской культур. Среди греческих памятников культуры бронзового века выделяются прежде всего три женские мраморные фигурки III тысячелетия до н. э. и кипрская керамика бронзового века. Коллекция греческого искусства интересна прежде всего несколькими подлинными мраморными статуями (архаический торс юноши, шедевры афинского искусства — надгробия IV века до н. э., ранне-эллинистическая статуя, известная под названием «Будапештская танцовщица»). В богатой коллекции терракоты представлены все важнейшие греческие местные школы архаического, классического и эллинского периодов. Особенно богат боиотийский архаический и классический материал, коллекции греческих глиняных статуэток V—IV вв. до н. э. из Южной Италии, коллекция танагрских статуэток IV—III вв. до н. э., серия эллинистических гротескных статуэток и египетской терракотовой пластики римской эпохи.
   В собрании находится знаменитый памятник греческой торевтики: бронзовый кувшин Гри-мани, сделанный в коринфской мастерской в V веке до н. э. Значительна по составу и коллекция бронзового оружия, в которой представлены все типы греческих шлемов периода архаики. Греческое ювелирное искусство также представлено прекрасными образцами, среди которых нужно упомянуть золотую диадему VIII века до н. э. и ювелирные изделия IV—II веков до н. э.
    В состав собрания греческих ваз входят: богатая коллекция кипрских сосудов, коринфские вазы VII—VI веков до н. э., шедевры афинской вазописи VI—V веков до н. э., черно- и красно-фигурные вазы. Среди них — произведения выдающихся мастеров древнего искусства: амфора, самого крупного греческого вазописца эпохи архаики Экзекиаса; чаша родоначальника краснофигурной вазовой живописи Андокидеса и поздняя работа живописца ваз Бригоса. Особенным богатством отличается коллекция крас-нофигурных греческих ваз IV века до н. э., найденных в Южной Италии.
   Среди принадлежащих античному отделу памятников архаического этрусского искусства достойны упоминания серия терракотовых антефиксов, украшавших здания Кампаньи, черные вазы, бронзовые изделия и несколько больших терракотовых голов богов; среди материала IV—III веков до н. э. нужно выделить серию бронзовых и глиняных статуэток, сделанных по обету. Чрезвычайно богат материал архаических итальянских бронзовых фибул и этрусского оружия.
   Основу коллекции римского искусства составляют произведения из мрамора, среди них — серия скульптурных портретов III—I веков до н. э.; мировой известностью пользуются рельефы на исторические сюжеты, такие, как рельеф II века до н. э. из южноитальянского местечка Лекче, рельеф времени Августа из Акциума и изображающий сцену охоты рельеф афинской школы на саркофаге III века до н. э. Интересны надгробные и сделанные по обету памятники круглой скульптуры и рельефы из покоренных Римской империей районов, по времени возникновения уже предвещавшие начало средних веков. Материал римской скульптуры хорошо дополняют памятники прикладного римского искусства: изделия из бронзы и глины, стеклянные изделия, глиптика и т. п.
   Культура Карфагена представлена богатым керамическим материалом и несколькими редкими образцами карфагенской глиняной скульптуры.
   Галерея старой живописи. Галерея старой живописи является основой Музея, его самым значительным собранием, насчитывающим 2600 произведений европейской живописи. Из них 800 картин составляют постоянную экспозицию Галереи, открытую для посетителей Музея. Остальные картины размещены в так называемом научном запаснике с таким расчетом, чтобы они были доступны для изучения научными работниками.
   В формировании Галереи большую роль сыграло собрание Миклоша Янковича, приобретенное государством в 1832 году. В состав этого собрания входили значительные произведения XV и XVI веков, часть которых и сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств, например, такие произведения, как «Бог-Отец» Джованни Доменико Тьеполо, картины так называемого «Мастера серии «Страстей Христовых», изображающие жизнь Иисуса, и аллегорическая сцена валенсианского живописца, так называемого «Мастера Алсира» — первая по времени появления в Будапеште картина знаменитой испанской коллекции Галереи.
В 1836 году эгерский архиепископ, бывший в свое время венецианским патриархом, Ласло Янош Пиркер передал в дар Музею свою коллекцию, насчитывавшую 190 картин. Известный коллекционер и видный художественный деятель, Пиркер во время пребывания в Венеции покупал произведения главным образом итальянских художников. Среди этих картин были замечательные произведения искусства, слава которых способствовала мировой известности будапештского Музея изобразительных искусств: «Портрет кипрской королевы Екатерины Корнаро» Джентиле Беллини, «Св. семейство со святой» Винченцо Катены, шедевр Джорджоне «Мужской портрет» и, наконец, фрагмент его же картины, который на протяжении многих десятилетий в литературе о художнике является предметом дискуссии. Эта картина — фрагмент копии современника Джорджоне с уничтоженного или потерянного произведения молодого Джорджоне «Парис». В коллекцию, завещанную Музею Пиркером, входило также много произведений венецианской школы, среди них: «Непорочная дева и шесть святых» Джованни Тьеполо, значительные произведения Лоренцо Лотто, Якопо Пальмы старшего, Веронезе, Строцци и многочисленные ве-дуты Гварди, Беллотто и Мариески.
   К коллекции Пиркера относятся, кроме того, изображающие четыре времени года пейзажи Якоба Триммера, несколько интересных картин малоизвестных немецких и нидерландских художников, а также несколько произведений старой французской школы, в том числе изящное изображение гитаристки А. Кеснеля.
Чрезвычайно богатая коллекция итальянской живописи Пиркера и материал, несколько позже завещанный Музею каноником А. Ипойи, составляют ядро итальянского материала Галереи. Каноник Арнольд Ипойи, директор пешт-ской семинарии, приобрел известность своими историческими исследованиями. Автор «Венгерской мифологии», впоследствии председатель Художественного общества, Ипойи в 1872 году, в год возведения его в сан епископа бестерце-баньской епархии, подарил часть своей коллекции картинной Галерее Венгрии. Дар состоял в основном из произведений итальянского искусства XIV века и прекрасно дополнял материал приобретенной государством тогда же коллекции Эстерхази. Среди картин, подаренных Галерее Арнольдом Ипойи, были створки алтаря, приготовленного первоначально для монастырской церкви Мария Нуова и установленного позже в качестве алтарного образа в Монтеоли-вето — главного произведения Спинелло Аре-тино и прекрасная «Мадонна» Амброджо Ло-ренцетти.
   В результате событий, связанных с борьбой Венгрии за независимость, Галерея Венгерского Национального музея обогатилась еще 75 произведениями живописи, которые в свое время входили в состав венских императорских коллекций. В 1848 году Лайош Кошут обратился к директору Национального музея с указанием «как можно скорее просмотреть произведения станковой живописи, находящиеся в апартаментах председателя палаты, так как получено разрешение выбрать из них нужные Национальному музею, которые станут собственностью последнего». Эти картины в свое время относились к коллекции Габсбургов и попали в Пожоньский дворец в связи с браком принцессы Марии-Кристины и герцога Саксонии Альберта. Впоследствии картины перекочевали из Пожони в Буду. В настоящее время картины этой коллекции выставлены в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств, например, «Мужской портрет» Альбрехта Дюрера, два портрета Тинторетто и «Спящий Аполлон и разбегающиеся музы» Ло-ренцо Лотто. Первая постоянная выставка коллекции Пиркера состоялась в Национальном музее в 1851 году. В это же время открыли галерею Национального музея.
    Главным источником, откуда в Музей изобразительных искусств поступали картины, была Государственная галерея, находившаяся в здании Академии наук; основной материал этой галереи составляла коллекция Эстерхази, купленная государством в 1870 году. Собрание Эстерхази в течение полстолетия помещалось в венском дворце Каунитца в районе Мариахильфе и относилось к достопримечательностям австрийской столицы; в 1815 году галерея дворца Каунитца была открыта для широкой публики. Но венгерские газеты и журналы не переставали подчеркивать желательность перенесения коллекции венгерской семьи Эстерхази на родину;   одна   из   них   писала: «... Будет ли богатая картинная галерея Эстерхази перенесена когда-нибудь из Вены на венгерскую родину, которая дала высокому герцогскому роду возможность для собрания больших сокровищ искусства...» С перемещением собрания Эстерхази из Вены в Пешт редкостный  материал  итальянской  и  нидерландской живописи, а также не имеющий себе равных в Европе (за исключением самой Испании) испанский материал стали достоянием венгерской публики. Кроме того, в 1875 году сто лучших картин старых мастеров были перенесены из Национального музея в здание Академии наук, где этот материал был слит с коллекцией Эстерхази, и в образовавшейся таким образом Венгерской картинной галерее была открыта экспозиция шедевров европейской живописи.
     Среди произведений итальянской живописи в коллекции Эстерхази особенного внимания заслуживают: исполненная в конце XV века картина Карло Кривелли «Мадонна на троне» с сигнатурой художника, «Мадонна» Боль-траффио, манера которой говорит о влиянии Леонардо да Винчи, и шедевр Рафаэля Санти — так называемая «Мадонна Эстерхази». Из собрания Эстерхази Галерея получила такие картины, как «Поклонение пастухов» Ридольфо Гирландайо, раннее произведение Тинторетто «Христос с учениками в Эммаусе» и большая алтарная композиция Джованни Тьеполо. Северные школы живописи в собрании Эстерхази были представлены произведениями Рембрандта, Франса Гальса, Вермеера Делфтского, Иор-данса, Антониса ван Дейка, Яна ван Гойена и Рейсдалей. Уже в 1818—1822 годах во владении Эстерхази находилась большая часть произведений испанской живописи, составивших впоследствии испанское собрание картин Галереи. Наряду с картинами крупных мастеров барокко — Мурильо, Риберы, Кано, Сересо, Сур-барана, Эскаланте и др. — в коллекцию Эстерхази входили произведения Хуана Хуанеса и Франсиско Гойи, в том числе пользующиеся мировой известностью жанровые картины последнего: «Девушка с кувшином» и «Точильщик». В результате в экспозиции испанской живописи были представлены почти все ее значительные периоды и школы.
    Этот материал, достойный самых лучших европейских музеев, был увеличен благодаря Карою Пулски, первому компетентному руководителю Галереи, который с большим пониманием дела приобрел во время заграничных поездок на те полмиллиона, которые были отпущены Галерее во время подготовки к празднованию тысячелетия Венгрии, значительные произведения живописи. Карой Пулски купил большую алтарную картину Джованни даль Понте, «Мадонну» Филиппино Липпи и написанную в 1473 году, несколько архаичную по трактовке образа, алтарную картину умбрийца Джованни Боккати. Пулски принадлежит также заслуга приобретения для Музея редкостной коллекции фресок. Путешествуя по Италии, он отыскивал дворцы и церкви, подлежащие перестройке или уничтожению, и покупал находящиеся в них произведения стенной живописи, положив тем самым основу знаменитой коллекции фресок Музея изобразительных искусств.
Среди картин, приобретенных Пулски для Музея, заслуживают внимания также произведения мастеров северного раннего Возрождения: «Рождение Христа» Герарда Давида и «Портрет Карла V» Баренда ван Орлея. Обогащению экспозиции Музея способствовала покупка Пулски нескольких картин голландской живописи XVII века, в том числе полотна Рембрандта «Сон святого Иосифа» и картины его ученика Арта де Гельдера «Эсфирь и Мардохей».
    После ранней трагической смерти Пулски темп закупочной деятельности замедлился, но пополнение коллекций не прекращалось. В период директорства Габора Тереи Музей пополнился тремя картинами Ганса Бальдунга Грина, характерным произведением ольденбуржца Яна Лисса «Деревенская свадебная процессия» и интересной работой Яна Купецки «Мужчина, играющий на флейте». Руководство Галереи с вниманием следило за заграничными аукционами произведений искусств. На одном таком аукционе в 1904 году Музей приобрел несколько вещей брюссельской коллекции Сомзе.
Когда в 1906 году открылось здание Музея изобразительных искусств, в нем была размещена коллекция Галереи. В последующие годы новыми экспонатами обогатилась основанная Эстерхази коллекция испанской живописи. Самыми выдающимися среди них являются шедевр раннего периода творчества Диего Велас-кеса «Крестьяне за едой» («Завтрак») и «Портрет доньи Бермудес» Франсиско Гойи.
    В 1912 году Музей получил в наследство от графа Яноша Палфи его картинные собрания, хранившиеся в Базине и Пожоне и включавшие много первоклассных работ итальянских и нидерландских мастеров. Здесь были портреты кисти Тициана и Веронезе, алтарные композиции Больтраффио, пейзажи Саломона ван Рейс-даля, а также превосходные картины Яна Стена и Ван Дейка. После снижения государственной дотации большая роль выпала на долю частных пожертвований, особенно со стороны коллекционеров из крупной буржуазии. Испанская коллекция Музея пополнилась полиптихом так называемого «Будапештского мастера» и «Кающейся Магдалиной» Эль Греко, полученными Музеем от коллекционера Марцелла Немеша. Под влиянием отстаивавшего интересы Музея Элека Петровича, другие коллекционеры также принесли в дар Музею большое количество шедевров искусства. Так, например, американский полковник, венгр по происхождению, Енё Бо-рош подарил Венгрии несколько значительных произведений испанской и итальянской живописи.
    В период между двумя мировыми войнами пополнение Музея почти приостановилось. В это время самым значительным событием, способствовавшим его росту, было венецианское соглашение 1932 года, по которому Венгрии передавалась часть картин из венских придворных коллекций и среди них произведения Ганса Мемлинга, Тинторетто и мастерской Веласкеса («Портрет инфанты Маргариты»).
    В последний год второй мировой войны, почти перед самым ее окончанием, значительная часть экспонатов Музея изобразительных искусств была отправлена на Запад. Материал огромной ценности был вывезен из Будапешта без предварительной подготовки, без соответствующей упаковки и инвентаризации. Поэтому совершенным чудом кажется факт его спасения в самый разгар боев и бомбежек. Еще в 1945 году 95 увезенных картин, лишь незначительно поврежденных, были возвращены в Будапешт из Сентготтхарда. В 1946 году Музей получил обратно из Баварии еще 322 всемирно известных произведения искусств. Незначительные потери произошли из-за неудовлетворительной упаковки. С тех пор удалось отыскать еще несколько картин небольших размеров, которые нет-нет да и появляются в антиквариатах Венгрии и за границей. Например, были возвращены Музею работы Вейтеваля, Яна Брейгеля старшего, Франческо Гварди (найдены в Венгрии) и Ганса фон Аахена (за границей).
    Ряд значительных новых приобретений, сделанных Галереей после освобождения страны, открывается великолепным «Этюдом мужской головы» Эль Греко, поступившим в 1946 году.
    Вслед за этим в Галерею стали поступать значительные коллекции, купленные Музеем или присоединенные к нему в результате расформирования других общественных собраний. Так, в Галерею поступили картины, хранившиеся до тех пор в музее им. Дёрдя Рата. Среди этого материала выделяются «Лавка мясника» Рембрандта и «Женский портрет» Себастьяно дель Пьомбо. Еще большей по объему и значению была коллекция, переданная Галерее городским управлением Будапешта, которому она была завещана в свое время Енё Зичи. К этой коллекции относятся триптих Таддео ди Бартоло, «Мужской портрет» Д. Баттисты Морони, «Портрет Фуггера», приписываемый Лоренцо Лотто и многие значительные произведения нидерландской школы.
За последние годы Музей приобрел «Святое семейство на отдыхе» Никола Пуссена, репрезентативный пейзаж Давида Тенирса, выдающееся произведение венецианского сеттеченто — картину братьев Гварди, в свое время предназначавшуюся для церковной хоругви, и несколько произведений итальянских мастеров XV—XVI веков.
    Постоянную экспозицию Галереи старой живописи составил в 1956—1957 годах тогдашний директор Музея Андор Пиглер. Отдел графики. Наряду с Галереей старой живописи самой значительной коллекцией Музея изобразительных искусств является собрание графики, не только по количеству экспонатов (100 000), но и из-за высокого художественного качества хранящихся здесь рисунков и гравюр.
    В собрании рисунков представлены все значительные художественные школы XV—XX веков. Богаче всего представлены итальянские, немецкие и нидерландские мастера; французский и английский материал гораздо меньше по объему. Большая часть материала относится к XVI—XIX векам, намного беднее коллекция произведениями, созданными до XVI века, и XX столетия.
    Гордость собрания рисунков составляют три произведения Леонардо да Винчи и пятнадцать — Рембрандта. Великие мастера Возрождения: Рафаэль, Корреджо, Веронезе и Тинто-ретто представлены каждый несколькими рисунками. В коллекции имеются целые серии рисунков ведущего художника североитальянского маньеризма Пармиджанино и инициаторов раннего барокко братьев Караччи. Среди коллекционного материала XVII века наиболее выдающимися являются произведения Гвер-чино, Г. Кастильоне, Гвидо Рени, Сальватора Розы, среди материала XVIII века — Джованни Баттисты Тьеполо, Доменико Тьеполо, Гварди, Дициани и Фонтебассо. Коллекция богата рисунками старых немецких художников: Вейта Штосса, Дюрера, Альтдорфера, Вольфа Губера, Кранаха, Ганса Бальдунга Грина.
    Среди произведений немецко-австрийского искусства XVIII века выделяются рисунки Маульберча, Кремсер-Шмидта и Трогера. В собрании находятся прекрасные рисунки нидерландских мастеров XVI века: Питера Брейгеля старшего, Абрахама Блумерта, Жака де Гейна, Голышуса и Яна Брейгеля старшего. Вершину развития искусства рисунка XVII века представляют шедевры Рембрандта и его современников: Якоба ван Рейсдаля, Остаде, Кейпа, Ван Дейка, Рубенса и Иорданса. Среди французских рисунков XVII века выделяются шедевры Клода Лоррена и Пуссена; среди рисунков XVIII века эта роль принадлежит работам Ватто, Буше и Фрагонара. На фоне материала, хранящегося в коллекции XIX—XX вв., особенно выделяются произведения французских художников; среди них наиболее значительны листы Делакруа, Домье, Коро, Милле, Курбе, Мане, Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Синьяка, Сезанна, Гогена, Дега, Родена, Тулуз-Лотрека, Майоля и Пикассо. Рядом с ними заслуживают упоминания и рисунки Ван Гога. Австрийский стиль бидермейер представлен в коллекции рисунками Якоба и Рудольфа Альта, Амерлинга, Кларота, Эндера, Крихубера.
    Самая большая и важная по значению часть собрания графики обязана своим происхождением коллекции Эстерхази. Герцог Миклош Эстерхази одновременно с коллекционированием произведений живописи в течение трех десятилетий (начиная с конца XVIII века) собрал богатую коллекцию рисунков. Основу его собрания составили три приобретенные им у разных лиц большие коллекции. В 1801 году он купил коллекцию Прауна, в которой находились ценные рисунки итальянских и немецких мастеров, в первую очередь XVI века: Альтдор-фера, Бургкмайра, Дюрера, Ганса Бальдунга Грина, Пармиджанино и Сальвиати. Двумя годами позже Эстерхази приобрел у Франца Антона Новохратски-Коловрата собрание гравюр и рисунков, тем самым значительно пополнив гравюрный материал своей коллекции. Среди небольшого по объему, но ценного материала рисунков, входивших в состав купленной у Ко-ловрата коллекции, находились четыре гениальных рисунка Рембрандта.
   Третьим значительным приобретением Эстерхази, увеличившим его коллекцию рисунков, была покупка в 1811 году парижского собрания А. Поджи, ядро которого составляли рисунки итальянских мастеров. Интересными произведениями были представлены в нем также французские и нидерландские художники XVTI века. Самые ценные листы великих художников Поджи в свое время приобрел на парижских и лондонских аукционах известных частных коллекций XVII и XVIII вв., большинство приобретенных им рисунков происходило из собраний Лели, Рейнольдса, Барнара, Ричардсона, Кроза, Мариетта и Ламперера.
Наряду с приобретением нескольких больших частных собраний, Миклош Эстерхази регулярно покупал рисунки в самых важных центрах антикварной торговли того времени. В результате за сравнительно короткий срок ему удалось составить богатую коллекцию, в которой все эпохи и все школы были представлены значительными произведениями.
    В 1870 году коллекция графики Эстерхази вместе с его галереей живописи стала собственностью венгерского государства. В это время графический материал состоял из 3535 рисунков и 51 301 гравюры.
    После образования Музея изобразительных искусств, в 1901 году материал отдела графики значительно увеличился за счет богатого наследства, завещанного Музею живописцем Иштва-ном Делхасом, в котором насчитывалось 2683 рисунка и 14 453 гравюры. Ядро этого собрания составляют произведения мастеров XVHI—XIX вв., сравнительно слабо представленные в коллекции Эстерхази. Таким образом, материал, вновь приобретенный отделом, значительно дополнил существовавший до тех пор пробел.
    Делхас жил в Вене и мог там покупать произведения главным образом из австрийских и немецких частных коллекций. Им были приобретены прекрасные серии рисунков художников, работавших около 1600 года в Праге, так называемых «рудольфинцев», а также австрийских и венецианских живописцев XVHI века.
Следующим важным событием в истории Отдела графики было получение в 1935 году Музеем по завещанию от Пала Майовски репрезентативного собрания современного рисунка. Пал Майовски начал коллекционировать рисунки в 1911 году, сразу же поставив перед собой цель — передать их впоследствии Музею. Он стремился при этом собрать такую коллекцию, на материале которой можно было бы проследить историю развития европейского рисунка на протяжении примерно 150 лет, с конца XVm века и до XX века включительно. Ядро коллекции составляли произведения французских художников от Энгра до Пикассо. Среди произведений английских художников из коллекции Майовски наиболее выдающимися являются рисунки мастеров XVIII века: Хогарта, Роуландсона, Гейнсборо. Немецкое искусство представлено рисунками Лейбля, Либермана и Слевогта, голландское — Ван Гогом и Йонг-киндом.
    Великодушные дары частных лиц немало способствовали дальнейшему росту собрания графики. Особого упоминания заслуживает дар Белы Прокопиуса: несколько сот портретов-миниатюр XVII—XIX вв.
    Увеличение коллекции графического отдела шло не только за счет присоединения к ней больших частных собраний, но и путем регулярных единичных покупок. Самые большие покупки были сделаны в 1910-х годах. В это время собрание увеличилось на несколько сот ценных рисунков, главным образом, нидерландских художников XVII века, а также французских и немецких мастеров XVIII—XIX вв.
    Коллекция гравюр еще полнее, чем коллекция рисунков, в ней еще меньше пробелов; это объясняется тем, что приобретение гравюр, изготовлявшихся во многих экземплярах, было делом гораздо более легким и доступным. Большая часть гравюр, главным образом листы XVI—XVIII вв., перешла во владение Музея из собрания Эстерхази. Собрание Делхаса состояло главным образом из гравюр XIX века. Материал этих двух больших коллекций Музей стремился пополнить регулярными покупками. Во время директорства Элека Петровича был приобретен офорт раннего Пикассо.
    Среди многих закупок особенно важным было приобретение в 1904 году у профессора Дюлы Элишера гравюр Рембрандта и в 1914 году у потомков барона Ласло Подманицки — коллекции гравюр XVIII века.
    В результате планомерной собирательской деятельности Отдел графики имеет почти полный комплект гравюр Дюрера, Рембрандта и Гойи, литографий Домье и Тулуз-Лотрека. Целыми сериями графических произведений представлено также искусство Альтдорфера, Кранаха, Мантеньи, Маркантонио Раймонди, Калло, Г. Б. Тьеполо, Д. Тьеполо, Луки Лейденского и Гольциуса.
    Отдел европейского искусства нового времени. В то время как коллекция Галереи старой живописи и собрания графики являются результатом успешной планомерной собирательной деятельности Музея и дополняющих ее акций частных завещателей и дарителей, на судьбе собрания этого отдела отрицательно сказались, с одной стороны, быстрая смена на протяжении XIX и XX столетий вкусов и настроений меценатов, с другой — влияние на работу Музея культурной политики венгерского правительства в период между двумя мировыми войнами.
    Первые экспонаты Отдела европейского искусства нового времени Музей изобразительных искусств получил от Галереи живописи Национального музея. Это были главным образом произведения живописцев австрийского бидер-мейера и работы модных салонных художников конца XIX века. Часть этих картин поступила из Государственной галереи. Директор Музея изобразительных искусств Элек Петрович пытался заполнить пробелы, показав себя при этом большим знатоком дела. Он приобрел для отдела картину Коро «Воспоминание о Куброне», этюд Делакруа и гордость коллекции — картину Эдуара Мане «Дама с веером».
    К сожалению, большая часть произведений новой живописи, находившихся в частных коллекциях, которые являлись естественным источником пополнения музейных собраний, попала в заграничные коллекции. Но небольшой материал, оставшийся в Венгрии, постепенно переходил во владение Галереи современной живописи. Так, в 1912 году в Музей изобразительных искусств поступили картины из коллекции графа Яноша Палфи, украшением которой в свое время было несколько произведений художников барбизонской школы. Эти картины были переданы Музеем в ведение Отдела европейского искусства нового времени, в экспозиции которого зритель и сейчас может видеть два характерных пейзажа Добиньи и три не менее характерные картины Тройона. Ференц Хат-вани подарил Музею раннее произведение Пис-сарро и очаровательную маленькую картину Шассерио «Петра Камара». В этой же коллекции находилось до поступления в Музей раннее произведение Курбе, огромная по размерам картина «Борцы». Из собрания Херцога перешли в Галерею современной живописи прекрасная «Дама с маргариткой» Камилла Коро, «Барки» Моне и изящный женский портрет Ренуара. Самым важным приобретением Галереи в последние годы является купленная в  1963 году в частной коллекции картина Оскара Ко-кошки «Плат Вероники».
    Отдел  старой скульптуры (TV—XVIII вв.). На базе коллекции скульптуры IV—XVIII вв. в 1955 году образовался самостоятельный отдел. Богатый материал этого отдела явился результатом   планомерного   музейного   коллекционирования.   Основу   собрания   составляет серия итальянской скульптуры, большая часть которой   была   куплена   для   Музея   в   конце века в Италии тогдашним директором Кароем Пулски. К этой коллекции была присоединена купленная в   1914 году коллекция  бронзовой скульптуры,     принадлежавшая     венгерскому скульптору,   зачинателю   классицизма   в   Венгрии Иштвану Ференци, который собрал свою коллекцию в Риме в первые десятилетия XIX в. Во время директорства Элека Петровича материал Отдела скульптуры пополнялся в результате регулярных покупок, а в дальнейшем продолжал увеличиваться за счет даров частных лиц и получения скульптурных произведений из других музеев страны. После второй мировой войны покупка скульптуры была чрезвычайно затруднена, но в последние годы Отделу удалось   приобрести   несколько   выдающихся произведений,   которые   прекрасно   заполнили пробелы  экспозиции.   Среди  них  отличаются редкой    красотой    произведение    испанского скульптора XIII века «Св. Анна с Марией и младенцем   Христом»,   фламандская   «Мадонна» XIV века и уникальная для Европы коллекция — серия венецианских украшений рельефом  колодцев IX—XVI вв. Эти приобретения являются достойным продолжением значительной довоенной  собирательской  деятельности   Музея в области скульптуры.
    Среди выдающегося итальянского материала коллекции большое место занимают характерные образцы декоративной скульптуры Северной и Средней Италии. Экспозиции показывают также несколько произведений крупных мастеров круглой скульптуры, начиная с XI века. В экспозиции находятся такие значительные произведения, как рельеф из слоновой кости XI века «Создание птиц и рыб» (пластика, украшавшая стену главного алтаря в кафедральном соборе в Салерно), деревянное распятие ХПТ века из Сполето и произведения мастеров тосканского возрождения Микелоццо Микелоцци, Агостино ди Дуччо, Вероккио, Франческо ди Джордже, Дезидерио да Сеттиньяно, круга делла Роббиа. Украшением коллекции является шедевр крупнейшего тосканского мастера позднего кватроченто Андреа дель Вероккио — скульптура Христа, в свое время являвшаяся центральной фигурой прекрасно скомпонованной группы фронтона, другие части которого (два ангела) попали в Америку.
     Среди богатого материала итальянской скульптуры достойны особого упоминания (хотя бы из-за своей связи с венгерской историей) два барельефа из белого мрамора работы неизвестного миланского скульптора: погруд-ные изображения короля Матяша и королевы Беатрисы. Итальянскую часть экспозиции украшает еще одна скульптура: всемирно известная статуэтка всадника, которая была сделана по эскизам Леонардо да Винчи.
    Голова апостола Иакова (ХШ век) дает представление о скульптуре французских средневековых кафедральных соборов. Среди статуй, исполненных в так называемом мягком стиле XIV века, выделяется прекрасная каменная мадонна, произведение восточнонемецкого скульптора, всемирно известный и заслуженно высо-коценимый прототип «Прекрасной мадонны». Шедеврами психологически выразительной готической скульптуры являются вырезанные из дуба фигуры Марии и св. Иоанна Евангелиста, представляющие собой части скульптурного распятия XV века из церкви Гросскёнигсдорфа близ Кельна. Немецкая скульптура, развивавшаяся под влиянием итальянского маньеризма, в собрании представлена несколькими произведениями мелкой бронзовой пластики. Из скульпторов барокко стилистически и исторически ближе всего к венгерскому искусству стоят австрийцы. В экспозиции австрийское барокко достойно представлено свинцовыми рельефами и свинцовыми статуэтками Георга Рафаэля Доннера.
    Собрание европейской скульптуры нового времени (XIX—XX вв.). Собрание европейской скульптуры нового времени является автономной коллекцией, входящей в состав Отдела европейского искусства нового времени. В период  образования   Музея  материал   коллекции современной европейской скульптуры составлял единое целое с современной венгерской и старой европейской скульптурой. После нескольких переходных административных форм коллекция современной европейской скульптуры стала частью собрания Отдела европейского искусства нового времени.
     Коллекция европейской скульптуры нового времени по количеству хранящихся в ней экспонатов небольшая. Самой ранней по времени создания французской скульптурой в экспозиции является красивая терракотовая головка «Весны», превосходная работа Жана Баптиста Карпо. Самый крупный скульптор конца XIX века Роден представлен в коллекции шестью произведениями. Ранний период его творчес-ства представлен статуей «Бронзовый век» (самым значительным произведением этого времени) и скульптурной группой «Нереиды» (известной также под названием «Танец сирен», задуманной как часть скульптурного декора постамента памятника Виктору Гюго). В экспозиции находятся также два скульптурных портрета Родена, изображающие его современников, художников Лоуренса и Фальгиера, и выдающееся произведение зрелого периода творчества скульптора — выполненный в белом мраморе один из вариантов «Вечной весны».
    Французская скульптура послероденовской эпохи в экспозиции представлена тремя бронзовыми статуэтками Аристида Майоля (среди них известная фигурка «Леда») и значительным произведением Шарля Деспио — прекрасным «Портретом госпожи Брюс». Образцом новейших направлений является произведение известного скульптора-абстракциониста Андрэ Блока — пространственная композиция из черного и белого мрамора, недавно подаренная Музею автором.
    Экспозиция знакомит с искусством бельгийских скульпторов Поля Мориса Дюбуа, Томаса Винкотта, Поля де Виня и Жюля Лаге и, в первую очередь, с искусством Константена Менье, который представлен в Музее рядом произведений, в том числе «Грузчиком», «Шахтером на лошади», «Пудлинговщиком». Следующее за Менье поколение бельгийских скульпторов представлено тремя произведениями Жоржа Минна, среди которых известная скульптура «Юноша с раковиной».
    Библиотека Музея изобразительных искусств. В библиотеке хранится 58 000 томов книг и периодических изданий. Наиболее ценной частью библиотеки являются искусствоведческие издания, имеющие значение первоисточников, созданные в моменты подъема искусствоведческой науки нового времени.
    В состав вспомогательных коллекций Музея, кроме библиотеки, входят архив художественных документов и реликвий и фототека, насчитывающая 60 000 негативов.

02.09.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 
Код подтверждения:

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:10:32
МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.

Готические храмы, эти величественные памятни­ки бурной жизни средневековых городов, воздви­гались столетиями. Поколение за поколением тру­дилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сво­дами и ажурными башнями. В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыб­лемого дотоле феодального порядка в Европе. Бо­гатели и становились могущественными крупные города...

18.08.2006 20:36:37
АПОКАЛИПСИС. 1498. Гравюра на дереве Альбрехт Дюрер 11471—15281.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных про­рочеств Иоанна Богослова, предрекавших круше­ние мира, — раздавались с амвонов всех церк­вей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путе­шествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о про­порциях, читал трактаты итальянских гумани­стов, учился у живописцев Венеции колориту.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады
    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova