КОРА. ГРЕЧЕСКАЯ СТАТУЯ. Кон. VI — нач. V в. до н. э. Афины. Музей Акрополя
Статьи об искусстве
->
Раннее
В 480 году до нашей эры войска персидского царя Ксеркса захватили один из самых больших и цветущих городов Греции — Афины. Акрополь, цитадель города, был разрушен и сожжен. Правда, торжество персов оказалось недолгим. После нескольких тяжких поражений на суше и на море Ксеркс был вынужден отказаться от замысла завоевать богатые греческие земли и увел свои войска обратно в Азию.
Афины быстро оправились от разгрома. Уже вскоре после окончания греко-персидских войн Акрополь был заново отстроен и украшен скульптурами и живописью. Был создан ансамбль, который и сегодня, несмотря на то, что дошел он до нас полуразрушенным, принадлежит к числу самых ; замечательных художественных памятников человечества.
Когда начали создавать новый Акрополь, надо было прежде всего расчистить обломки, оставшиеся после нашествия персов. По счастью, эти ломки не были уничтожены, и, когда через две лишним тысячи лет лопата археолога добралась до этого так называемого «персидского мусора», на свет появился целый ряд замечательных произведений раннего греческого искус-VII—VI веков до нашей эры .
Среди них была найдена целая серия статуй — некоторые из них сравнительно хорошо сохранились,- изображающих пышно одетых девушек. Все они стоят или, вернее, мерно шествуют, смотря прямо перед собою. Движения их скованны, формы тел угловаты и массивны, но вместе с тем есть какое-то своеобразное изящество в тщательно разработанных драпировках одежд и прическах, в пластической моделировке лиц, на которых неизменно играет неопределенная, но по-своему очень живая улыбка. Многие из этих статуй несут на себе следы былой окраски чистыми звонкими красками, придававшей им особенно праздничное, хотя еще немножко варварское, великолепие. Археологи назвали эти скульптуры «корами» — девушками, так как точно определить, кого они изображали — богинь, победительниц в спортивных состязаниях или кого-либо еще, — оказалось невозможно.
Одна из лучших акропольских кор дошла до нас сравнительно мало поврежденной: утрачены лишь руки от локтей и ноги. Но зато хорошо сохранился торс, задрапированный в разделанные тонкими складками одежды, и голова, обрамленная сложной прической. Хотя кора была изображена шествующей, ее тело, строго выпрямленное, застыло в неподвижности. Плечи почти совершенно симметричны, голова поставлена прямо, и кажется, что девушка не может ни повернуть ее, ни нагнуть, так плотно охватили ее ниспадающие на грудь мелко завитые пряди волос. Параллельные складки одежды, хотя и создают тонкую игру света и тени на поверхности скульптуры, еще больше подкрепляют ощущение фронтальности фигуры, ее инертной скованности. Голова коры вылеплена крупными массами: лоб, сильно выдающиеся скулы, чуть растянутый в легкой полуулыбке рот трактованы сильными, мало нюансированными объемами. Вся голова кажется вырубленной из кубического мраморного блока, что, в свою очередь, подчеркивает церемонную застылость образа.
Строгая торжественность скульптуры чем-то напоминает древнеегипетскую пластику с ее подчеркнуто отчужденным от окружающего образным строем. Но это лишь на первый взгляд. Чем больше мы всматриваемся в эту статую, тем острее ощущаем совсем иной дух, чем в священных образах египетских мастеров. Приглядываясь, мы начинаем различать чуть заметный изгиб торса, которому вторят, слегка отклонившись от вертикали, складки, лежащие на левом бедре. Мелким, будто вибрирующим узором волнистых линий ложится тонкая ткань на плечи и руки девушки. Край верхней одежды образует бегущий по диагонали бордюр изысканного ритмического рисунка. Благодаря этой богатой разработке поверхности статуи ослабляется ощущение инертности каменного блока, будто фигуру пронизывает трепет пробуждающейся жизни.
Строгую симметрию нарушает также движение рук: левая прижата к боку, правая согнута в локте и вытянута вперед. Покатые плечи придают силуэту скульптуры гибкость. Стройная, хотя и крепкая, шея легко несет голову, увенчанную сложной прической. С каким-то одухотворенным изяществом моделировано лицо коры. Как в трактовке самой фигуры инертность масс оживлена утонченной ритмической игрой поверхности, обработанной складками, так и геометризованный кубический объем головы обретает живую подвижность благодаря упругому разлету бровей, гибкой линии овала лица, узкому разрезу миндалевидных глаз. Взор уже не устремлен куда-то в бесконечность, как в египетских портретах, а обрел мягкую человечность. Так в этой еще совсем скованной фигуре начинает брезжить живое обаяние пробудившейся человечности, лирическое чувство девичьей грации. Несмотря на всю свою отвлеченность, кора исполнена посюсторонней, земной красоты. К тому времени, когда была создана статуя коры, к концу VI — началу V века до н. э., греки создали великую школу лирической поэзии, содержанием которой стали чувства реального человека. Алкей, Сафо, Архилох впервые в истории заговорили о красоте мира и человека, о его волнениях и страстях, заговорили языком живого человеческого чувства. На этот же путь вступила и скульптура. Акропольские коры — одно из первых свидетельств осознания эллинским художником живой красоты человека.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:22:07 «ТРОН» ЛЮДОВИЗИ. ГРЕЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ. 2-я четверть V в. до н. э. Рим. Музей Терм
Древний миф рассказывает, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Юные прислужницы — коры приняли «пенорожденную», помогая ей подняться на берег. Неизвестный скульптор изваял эту сцену в рельефе, украшающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и первоначально принятый за обломок трона. Этот замечательный памятник классического греческого искусства на самом деле скорее всего постамент алтаря, стоявшего некогда в одном из святилищ Афродиты. Он дошел до нас сильно поврежденным, отбита верхняя часть изображения.
| | 18.08.2006 20:35:28 АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.
В «Алтаре Портинари», написанном около 1476—1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мастером из последователей Яна ван Эйка, перед зрителем оживала евангельская легенда о рождении Христа. Написанный по заказу Томмазо Портинари, купца, агента флорентийского банкирского дома Медичи в Брюгге, алтарь состоит из трех частей: центральной, где, собственно, и показано чудо рождества, и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|