Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

ПОРТРЕТ ЦАРЕВНЫ МЕРИТАТОН, ДОЧЕРИ ЦАРИЦЫ НЕФЕРТИТИ. XIV в. до н. э. Берлин. Египетский музей.

Статьи об искусстве -> Раннее


Когда вспоминают об искусстве Древнего Египта, перед мысленным взором   встают   колоссальные пирамиды, эти сложенные человеческими руками горы; сумрачные храмы с    гигантскими массив­ными колоннами и глухими стенами;  застывшие в священной торжественности статуи богов и зем­ных владык-фараонов. Жизнь с ее волнениями и тревогами мало заботила египетского художника. Все его внимание было направлено   на то, чтобы «победить» время и создать здания   и  изображе­ния, предназначенные для вечности. Нередко гор­деливые надписи на вновь возведенных зданиях подчеркивают именно это: «Я сделаю работу, именно — великий дом Отцу моему Атуму...
Вечность — это то превосходное, что я сотворю, ибо не умирает царь, которого вспоминают по его деяниям. Воистину имя мое повторится, оно не исчезнет по причине вечных творений». И действительно, создания египетских мастеров по праву заслуживают названия «вечных творе­ний». Во многом эта особенность искусства Древ­него Египта обусловлена заупокойным культом. Обеспечить жизнь после смерти — во имя этого создавались монументальные гробницы и храмы, изображения усопшего. В отличие от позднейших «духовных» представлений о загробной жизни египтянин заботился о нетленности самой плоти и не только бальзамировал труп, но и обеспечи­вал «двойника» покойника — его «Ка» — проч­ным «телом» из камня, портретом, часто очень тщательно воспроизводящим черты лица умер­шего. Конечно, этих забот удостаивались лишь немногие — фараоны и знать. Они могли претен­довать на вечность своего материального бытия, и художники Древнего Египта во имя этих целей создали свой стиль, величаво-торжественный, строго-замкнутый, исполненный таинственной неподвижности.
Но было бы неверно считать египетское искусство царством безжизненной мертвенности. Нужно представить себе, какого гигантского напряжения  творческой мысли, какой   веками   выработанной искусности глаза и руки следовало достичь, чтобы вызвать к жизни (тем более к «вечной жизни»!) все эти  мощные   сооружения,   тщательно, тонко, а то и изысканно вытесанные и отшлифованные скульптуры,  бесконечные вереницы росписей. Это была титаническая работа.  Недаром строгая    упорядоченность,    размеренность «египетского стиля» ощущается нами сегодня как победа только что   проснувшегося человеческого разума над бесформенной стихией необработан­ного материала.
И не только это. Устойчивая традиция, требую­щая соблюдения правил, сковывала, но не могла убить живого чутья художника, душа которого вольно или невольно была открыта «впечатле­ниям бытия». Так на протяжении всей истории египетского искусства — а она простирается на несколько тысячелетий — создавались порой на­ивные, порой остро наблюденные образы окру­жающей жизни.
Были эпохи, когда это жизненное начало проры­валось особенно многогранно и бурно, и тогда появлялись произведения, отмеченные не только высоким мастерством передачи телесного облика человека, но и поднимающиеся к невиданным до­толе высотам одухотворенности. Особенно примечательна в этом смысле эпоха царя-«еретика» Эхнатона, жившего в XIV веке до нашей эры.
ПОРТРЕТ ЦАРЕВНЫ МЕРИТАТОН, ДОЧЕРИ ЦАРИЦЫ НЕФЕРТИТИ. XIV в. до н. э. Берлин. Египетский музей.Фараон-реформатор смело вступил в борьбу с мо­гущественным жреческим сословием и рабовла­дельческой знатью, опираясь на поддержку сред­них слоев. На краткое время ему удалось возо­бладать над противником: он упразднил государ­ственный культ бога Амона и перенес столицу из Фив, центра этого культа, во вновь построенный город Ахетатон, провозгласив новое божество — дарующее жизнь солнце — Атона. Ломка социальных и религиозных устоев сопро­вождалась смелыми новшествами и в области ис­кусства. И хотя, разумеется, мастера Эхнатона опирались на опыт предшественников, они созда­ли произведения, поражающие своей дерзновен­ностью, особенно в условиях строго каноничной художественной традиции.
В раскопках столицы Эхнатона была обнаружена среди других замечательных находок скульптур­ная мастерская, принадлежавшая «начальнику скульпторов Тутмесу». В ней были найдены порт­реты царя, его жены Нефертити, в том числе и широко известный ее бюст, а также их дочерей: старшей — Меритатон и младшей — совсем еще девочки, которая впоследствии станет женой знаменитого своей гробницей царя Тутанхамона, реставрировавшего в Египте старые порядки.
Небольшая головка старшей царевны выполнена из теплого по тону и бархатистого по фактуре песчаника. Характерный профиль девушки с де­формированным силуэтом сильно выдающегося назад черепа (особенность, которую художники отмечали у всех представителей семьи Эхнатона) и с мягкой плавностью черт лица исполнен изыс­канно-хрупкой грации. Гибкие, мелодичные ли­нии тонкой шеи, высокого лба, чуть курносого носа, несколько выдающегося подбородка, плав­ные переходы упруго моделированного объема го­ловы, чуть раскосый разрез больших миндалевид­ных глаз под изящно очерченным разлетом бро­вей, плотно сжатые губы — все это создает об­раз гармоничный, даже строгий, в своем все еще каноничном спокойствии. Скульптор не детализи­рует форму; он работает крупными объемами, обобщая, но отнюдь не затушевывая очень ин­дивидуальный образ девушки. Местами он жес­ток, как в рисунке глаз, глубокой борозде бровей, но от этого еще острее чувствуется осторож­ная нежность, с какой передает мастер плавные переходы поверхностей, создавая ощущение едва сформировавшейся юности.
Меритатон неподвижна; взор, как и вообще у еги­петских портретов, устремлен в бесконечность. В лице нет не только какого-либо определенного настроения, но не обозначен и характер. Лич­ность, живая неповторимость человеческой нату­ры чужды скульптору. Но в облике девушки вме­сте с тем чувствуется некая потаенная душевная жизнь: царевна будто погружена в какую-то глу­бокую думу. Легкая интонация усталой грусти, может быть, даже болезненности уловлена худож­ником скорее всего бессознательно, но она при­дает образу ту особую поэтическую прелесть, ко­торая сообщает этой скульптуре настоящую оду­хотворенность.
Жизнь человеческого духа— пока еще робко или, лучше сказать, подспудно — начинает пробивать себе дорогу в область изобразительного искусства. Перед нами один из самых ранних в истории при­меров пробуждения лирического начала в пласти­ческом творчестве. Впрочем, лиризм не был чужд египетской художественной культуре той поры. В литературе так называемого нового царства, к которому относится и правление Эхнатона, нас встречает уже тонкая по ощущению любовная лирика:

Дикий гусь летит и спускается,
Множество птиц порхает вокруг,
А я и не думаю о них —
Со мною моя любовь, только моя.
Сердце мое равно твоему,
Я не удаляюсь от твоей красоты.


Характерно, что лирические импульсы питаются прежде всего чувством любви, очеловеченным влечением. И поэтому вполне естественно, что ли­рическое, полное тонких нюансов восприятие внешнего облика человека начинается с изобра­жений женственной юности.
«Начальник скульпторов Тутмес» не умел, да и не хотел проникнуть в душу портретируемой им принцессы; но он сумел вложить в свое произве­дение бескорыстное восхищение красотой девуш­ки. Образ Меритатон поэтичен. Большому и глу­бокому художнику оказалось уже доступно ли­рическое вдохновение, раскрывшееся в полную силу во все еще могущественных рамках тради­ционного канона.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 14:16:53
РОСПИСЬ ВИЛЛЫ ЛИВИИ У ПРИМА ПОРТА. Ок. рубежа н. э. Рим. Музей Терм

В Древнем Риме не только общественные здания, но и городские дома, и загородные виллы богачей щедро украшались живописью — фресками и мо­заиками. Эти росписи носили, как правило, де­коративный характер, хотя в них зачастую ис­пользовались и сюжетные композиции. Мы зна­ем древнеримскую живопись прежде всего по рас­копкам в Помпеях. Однако и в других местах — в самом Риме и его окрестностях, в далеком аф­риканском Карфагене, в заальпийских городах империи и т. д.

18.08.2006 20:30:13
СВ. СЕБАСТЬЯН. Ок. 1570. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж Тициан /1487/90—15761.

В отличие от других итальянских городов Вене­ция сохранила в XVI веке политическую и эко­номическую независимость как от французского короля и немецкого императора, так и от власти римского папы. Город был центром передовой культуры, науки, торговли, кораблестроения и мореходства. Торгово-пиратская и ростовщиче­ски-банковская жизнь Венеции, связанной мор­скими путями и с Левантом, и с Африкой, и с другими областями Средиземноморья, придавала ей особенную, ни с чем не сравнимую атмосфе­ру безудержной роскоши. Тут, где мраморные дворцы и храмы, увенчанные золотыми куполами и башнями...

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    02.09.2006 19:26:03
    Музей изобразительных искусств
    02.09.2006 20:00:21
    Музей прикладного искусства

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую: https://salehard.audioprofi.ru av системы домашние кинотеатры и стерео системы.
    Copyright © 2006 Olga Smirnova