ПОЛИКЛЕТ. СТАТУЯ ДОРИФОРА. РИМСКАЯ КОПИЯ. Ок. 440 г. до н. э. Неаполь. Национальный музей
Статьи об искусстве
->
Раннее
Великие создания культуры Древнего Востока были в подавляющем большинстве анонимны. Лишь изредка встречаем мы случайные имена, и не ими отмечен исторический ход развития искусства.
Но, когда мы вступаем на почву Древней Эллады, г нас встречает целое созвездие великих художников. И это не только имена, это уже отчетливо рисующиеся творческие личности, со своими идеалами, системой приемов, создатели школ. В этом одна из характернейших особенностей духовной культуры классического периода истории Древней Греции. Пробуждение личного начала было благим результатом той независимости, которую завоевали для себя греческие города-государства после героической победы над персами.
Одним из наиболее знаменитых мастеров V века до нашей эры был аргосский скульптор Поликлет, глава пелопоннесской школы, отличавшейся строгой простотой и мужественной силой, которые так отвечали укладу жизни господствовавшей на Пелопоннесе Спарты, государства с военно-демократическим устройством.
Современники высоко ценили творчество Поликлета. Характерно, что в конкурсе на статую Амазонки он победил не только мастеров, так сказать, «второго класса» — Кресилая и Фрадмона, но и самого знаменитого из художников той поры — великого афинского скульптора Фидия.
До нас не дошло ни одно подлинное произведение Поликлета, и мы судим о них по римским копиям. К счастью, в эпоху Римской империи было широко распространено обыкновение делать копии с прославленных произведений греческой скульптуры. Многократно копировались и статуи Поликлета. Нам известно более двадцати копий и реплик самой, пожалуй, знаменитой работы скульптора — фигуры Дорифора, то есть копьеносца. Одна из лучших хранится в Неаполе, она и воспроизведена у нас здесь. Обнаженная фигура юноши воина изображена в спокойном, мерном движении неторопливого шага. Слегка отставлена левая нога, правая рука, которая будто покачивается в ритм шага, опущена вниз, в левой, согнутой, юноша держал положенное на плечо копье. Художник свободно и уверенно четкими, сильно вылепленными объемами моделирует тело. Фигура несколько коренаста, но соразмерна, мускулатура обозначена отчетливо, хотя и без мелочной детализации. Прочно посажена на широкие плечи голова, ясно читаются границы грудного и брюшного пресса. Тело построено в строгой логике скоординированных друг с другом частей. Перед нами идеальный образ атлета, монументальный в своей величавой простоте. Трудно найти более удачное соответствие тому идеалу доблестного воина, который был столь характерен для Спарты с ее суровым бытом, где господствовала умеренность, внутренняя дисциплина и непоколебимая твердость.
Лицо Дорифора, несколько тяжеловесное, но отмеченное строгой ясностью форм, не несет на себе печати каких-либо страстей. Оно покойно и дышит бестревожной внутренней гармонией. До нас не дошел написанный Поликлетом трактат, названный им «Каноном» и посвященный пропорциям человеческого тела. Выполнил Поликлет и образцовую статую, как бы воплощающую правила, изложенные в трактате: статую эту тоже назвали «Каноном». Весьма вероятно, что Дорифор и есть этот «Канон». Для греческого искусства V века вообще характерны поиски идеально гармонического человеческого образа. В Дорифоре эта черта выразилась с особой, можно бы сказать, строгой последовательностью.
Ничего, что нарушало бы внешнюю и внутреннюю гармонию фигуры. С математической точностью выверены и приведены к равновесию все части тела. Спокойное, ничем не потревоженное бытие — таков внутренний смысл этого идеального образа. И это опять-таки созвучно идеалу воина-спартиата. Вот как описывает атаку спартанского войска древний писатель: «Когда построение боевой линии заканчивалось, царь ... подавал знак всем увенчать себя венками, а флейтистам приказывал играть Касторов напев и одновременно сам затягивал походный пеан. Зрелище было величественное и грозное: воины наступали, шагая сообразно ритму флейты, твердо держа строй, не испытывая ни малейшего смятения — спокойные и радостные, и вела их песня» (Плутарх). Таким же «спокойным и радостным», чуждым смятения, шествующим будто под музыку предстает перед зрителем Дорифор.
У греков было очень характерное понятие идеального человека — «калокагафия», с трудом поддающееся переводу на современный язык. Приблизительно оно означает: единство внешней красоты и внутренней доблести. Гармоническая личность сочетает в себе прекрасный телесный облик и благородный дух. Так физическая красота Дорифора — это одновременно и зримое выражение возвышенной цельности его духовного строя.
Когда греки ставили статуи победителям на Олимпийских играх, они не заботились о портретном сходстве, ибо считали, что памятник ставится не человеку, но его доблести, которая принадлежит его родному городу, а не ему лично. Поэтому Дорифор при всей своей жизненности воспринимается как всеобщая формула совершенного человека, обладающего калокагафией. Аристотель, выражая мысль об идеальном человеке, сказал однажды: «Совершенные люди однообразны, порочные — разнообразны». «Канону» и подобает быть всеобщей формулой человеческого совершенства.
Но было бы неверно думать, будто это вело к сухой рассудочности; что Дорифор есть некое подобие «чертежа» человека, мертвая схема. Великое искусство Поликлета заключается в том, что при всей строжайшей построенности, при всей мерной сдержанности движения в Дорифоре нет ни капли скованности или, тем более, схематичности. Статуя исполнена внутреннего движения, дышит полнотой жизненных сил. Чтобы это ощутить, надо иметь в виду такое обстоятельство. Поликлет создавал свои скульптуры в бронзе; римские копиисты воспроизводили его статуи в мраморе. В бронзовом оригинале, конечно, не было того пня у правой ноги Дорифора, при помощи которого копиист вынужден был укрепить каменную фигуру, и движение делалось легче, пружинистее, свободнее. Правое бедро слегка приподнято, левое немного опущено. Торс чуть повернут вокруг вертикальной оси, повернут настолько, чтобы не нарушать строгости позы, но вместе с тем избегнуть застылости форм архаических статуй. Голова повернута вправо и немного наклонена. Поликлету, чтобы достичь ощущения свободы, нет необходимости в сильных движениях, резких поворотах. Он настолько полно ощущает гармонию тела — а гармония не только равновесие, но и нерасторжимость частей, — что ему нет нужды ее подчеркивать. Образ свободного человека, в своей возвышенной красоте равный божеству, получил в Дорифоре поистине классическое выражение.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 12.08.2006 15:14:14 БЮСТ ВИТЕЛЛИН. I в. н. э. Париж Лувр
Прошло пятьсот лет с тех пор, как Поликлет отлил из бронзы своего «Дорифора». Давно сошли с исторической сцены эллинские города-государства с их демократическим устройством. Греция наряду с другими землями, лежащими по берегам Средиземного моря, подпала под власть Римского государства, превратившегося в огромную империю...
| | 18.08.2006 20:20:58 БЛАГОВЕЩЕНИЕ. РЕЛЬЕФ. Ок. 1435. Флоренция. Церковь Санта-Кроче Донателло 11386—14661.
Леон Баттиста Альберти, один из самых разносторонних и ярких людей эпохи Возрождения, посвятил написанный им трактат «Три книги о живописи» своему старшему другу архитектору Фи-липпо Брунеллески, основоположнику стиля Ренессанс в зодчестве. В посвящении он писал: «Я часто дивился, да и сокрушался, видя, как столь отменные и божественные искусства и науки, которые... изобиловали у доблестнейших древних наших предков...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…
- Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|