ПОХИЩЕНИЕ ТЕЛА СВ. МАРКА. Ок. 1562. Венеция. Галерея Академии художеств Тинторетто 11518—15941.
Статьи об искусстве
->
Среднее
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, жил и творил в Венеции тогда, когда трагические противоречия в жизни итальянского общества уже разрушили представления ренессансного гуманизма о господстве прекрасного и сильного человека над миром, о радостно-героической жизни личности.
Живопись Тинторетто, полная резких световых контрастов, бурных, как бы незавершенных жестов, сложнейшего узорочья сплетенных в причудливый орнамент цветовых пятен, впитала в себя всю смятенность его эпохи — времени, когда упрочилось ощущение трагической двойственности мира, сочетающего добро и зло, покой и движение, веру и отчаяние, беспокойство мысли и чувства. Жизнь стали ощущать быстротекущим и полным превратностей временным потоком. Недаром любимым мастером Тинторетто стал бурный и трагический Микеланджело, искусство которого внушило венецианскому живописцу интерес к человеку, показанному в напряженнейшие моменты его судьбы, к изображению тела, данному в сложном динамическом повороте и неожиданном ракурсе.
У Тициана, второго своего кумира, живописец воспринял любовь к цветоносной стихии холста. Колорит Тинторетто с его богатством то тлеющих, как бы переходных и невыявленных оттенков, то звучных цветовых пятен, вдруг заливающих холст мощными аккордами, где световые потоки борются с глубокими тенями, сообщает полотнам живописца тревожную взволнованность.
Легенда о похищении тела святого Марка — покровителя Венеции — из мусульманской Александрии рассказана художником с высокой патетикой, как событие, чудесным образом открывшееся ему самому. Эта субъективность и эмоциональная напряженность, еще до Тинторетто появившаяся в произведениях Микеланджело и позднего Тициана, отличает мировосприятие художника конца XVI века, поры заката Ренессанса, от просветленного созерцания Пьеро делла Франчески или Рафаэля.
Медленно двигаются в картине Тинторетто люди, несущие мертвое тело. Чтобы удержать нелегкую ношу, старик, что написан выходящим за раму композиции, уперся в землю широко расставленными ногами. Его развернутые вправо, чуть опущенные плечи и голова, его мускулистые руки, его икры и колени, напрягшиеся в огромном усилии, передают тяжесть не только физическую, но и нравственную. Напряжение старика повторяется в фигурах его спутников, и все изображение обретает огромную силу выразительности.
Окидывая взглядом освещенное тело Марка, переходя от формы к форме и от фигуры к фигуре, мы как бы присоединяемся к участникам события и вместе с ними начинаем его переживать. Взор, преодолев вынужденную медлительность группы первого плана, прорывается в глубь данного в резком сокращении пространства, где энергия композиции делается почти безудержной. Напряжение этой как бы втягивающей в себя перспективы создано звучащими, почти как струны, светлыми линиями, ограничивающими архитектурные формы: ступени и карнизы дворцов, плиты мостовой и убегающую вдаль аркаду.
Энергия «всасывающего» пространства подчеркнута горизонтальными ритмами мелких фигурок александрийцев, которые разбегаются в страшном смятении: сама природа, помогая венецианцам, обрушила бурю на Александрию. Ветер порвал облака, и они темными клочьями повисли над площадью. Ураган сметает врагов. Молнии «пронзают небо и освещают ночь каким-то фантастическим светом, создающим ощущение жестокой схватки доброго и злого. Не только острая, драматически решенная композиция, но и будто изнутри светящийся свет передает страстный порыв художника.
Контраст движения, замедленного на первом и стремительно развивающегося на втором плане, который в полотнах Тинторетто перестал быть пассивным фоном, только оттеняющим главного героя, — этот контраст, чередуя и сгущая композиционные акценты, подчиненные безупречному чувству ритма, рождает особую драматичность пространства, повсюду пронизанного острой динамикой.
Для того чтобы показать все происходящее, Тинторетто не выдвигает изображение на передний план, как это делали мастера Высокого Возрождения. Напротив, он заставляет зрителя проникнуть в глубь композиции, помещая его как бы парящим над событием.
Пространство композиции с трех сторон замкнуто архитектурой, но, однако, оно открыто вовне, на зрителя, и потому как бы выводит действие за пределы холста. Срезанные части архитектуры и человеческих тел раздвигают полотно вширь и делают мир картины необъятным. Живопись Якопо Тинторетто была для своего времени новаторской, открывающей путь в будущее. Она, впитав в себя достижения искусства Возрождения, обозначила вместе с тем перелом, разрыв с традициями Возрождения.
В его искусстве совершается поворот от гармонического образа к противоречивому, неустойчивому и часто трагически окрашенному, от плоскостного построения картины к глубинному пространству, которое как бы на глазах у зрителя изменяется, пульсирует, трепещет. Для следующих поколений художников это было откровением, давшим поискам наступившей эпохи новый язык, новые творческие импульсы.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:11:02 МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. VI в. н. э.
В 540 году нашей эры войска византийского императора Юстиниана захватили итальянский город Равенну, бывшую столицей государства остготов, основанного на обломках Западной Римской империи. Правительство Юстиниана предприняло целую цепь победоносных походов, чтобы вновь вернуть «Империи римлян» (так официально именовалось Византийское государство) утраченные земли и восстановить могущество и славу Римской монархии
| | 18.08.2006 20:24:58 ДЖОКОНДА. 1503—1506. Париж. Лувр Леонардо да Винчи 11452—15191.
Эпоха Возрождения выдвинула много необычайно ярких личностей во всех областях научного и художественного творчества. «Это был величайший прогрессивный переворот, пережитый до того человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености», — писал Энгельс, назвав среди этих «титанов» первым Леонардо да Винчи.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|