СВОБОДА, ВЕДУЩАЯ НАРОД НА БАРРИКАДУ 28 ИЮЛЯ 1830 ГОДА. 1830. Э. Делакруа /1798—1863/. Париж. Лувр
Статьи об искусстве
->
Среднее
28 июля 1830 года народ Парижа восстал против ненавистной монархии Бурбонов. Король Карл X был свергнут, и над Тюильрийским дворцом взвился трехцветный флаг Французской республики.
Событие это вдохновило молодого художника Эжена Делакруа на создание большой композиции, увековечивающей победу народа. Из глубины прямо на зрителя движется густая толпа. Впереди, взбежав на баррикаду, — аллегорическая фигура Свободы, высоко поднявшая сине-бело-красное знамя республики и зовущая за собою восставших. На переднем плане у нижнего края картины поверженные тела убитых. Подле Свободы — вооруженный двумя пистолетами подросток, столь напоминающий героический образ мальчика Гавроша, созданный позже Виктором Гюго в романе «Отверженные». Немного сзади — рабочий с саблей и то ли художник, то ли литератор с ружьем в руках. За этими пер-вопланными фигурами виднеется человеческое море, ощетинившееся оружием. Даль застилают густые клубы дыма; лишь справа виден кусок парижского пейзажа с башнями собора Богоматери.
Картина пронизана бурным напряжением, страстной динамикой. Широким шагом шествует Свобода, развеваются ее одежды, реет в воздухе флаг. В последнем усилии тянется к ней раненый; размашисты жесты вооруженных повстанцев; взмахнул своими пистолетами Гаврош. Но не только в позах, жестах, движениях изображенных людей, не только в окутавших город волнах порохового дыма ощущается драматизм происходящего. Порывист, экспрессивен ритм композиции: по диагонали из глубины вырвалась на передний план фигура Свободы. Она кажется самой крупной, так как поставлена на вершину баррикады. Небольшая фигурка мальчика рядом контрастирует с нею; раненый и человек в цилиндре своим движением вторят вихрящемуся движению Свободы. Ее звучная желтая одежда как бы вырывает ее из окружения. Резкие контрасты освещенных и затененных частей заставляют взор зрителя метаться, перескакивая с одной точки на другую. Интенсивные вспышки чистого цвета, где господствует «триколор» республиканского знамени, загораются еще пронзительнее на фоне глухих «асфальтовых» тонов. Страсть и гнев Восстания переданы здесь не столько, может быть, в лицах и жестикуляции отдельных персонажей, сколько в самом зрительном настрое картины. Драматична тут сама живопись; накал борьбы выражен в бешеном водовороте света и тени, в стихийной динамике форм, в беспокойно вибрирующем рисунке и прежде всего в накаленном колорите. Все это сливается в ощущении необузданной силы, надвигающейся с неотвратимой решимостью и готовой смести все препятствия.
Вдохновение революционного порыва нашло в картине Делакруа достойное воплощение. Глава романтической школы во французской живописи, он был именно тем художником, который призван запечатлеть стихию народного гнева. В противоположность ненавистному для него классицизму эпигонов Давида, искавших в искусстве спокойной гармонии, разумной ясности, отчужденного от всех земных страстей «божественного» величия, Делакруа целиком отдавался миру живых человеческих страстей, драматических коллизий; героизм представал перед его творческим воображением не в облике возвышенной доблести, но во всей непосредственности сильных чувств, в упоении схватки, в кульминациях предельного напряжения эмоций и всех духовных и физических сил.
Правда, восставший народ в его картине возглавила условная фигура Свободы. Босая, с обнаженной грудью, в одеянии, напоминающем античный хитон, она в чем-то сродни аллегорическим фигурам академических композиций. Но движения ее лишены сдержанности, черты лица отнюдь не античные, весь облик полон непосредственного эмоционального порыва. И зритель готов поверить, что эта Свобода не условная аллегория, но живая, из плоти и крови женщина парижских предместий.
Поэтому мы не ощущаем диссонанса между образом Свободы и всей остальной картиной, где драматизм сочетается с конкретной характерностью, а то и с беспощадным правдоподобием. Революционный народ изображен в картине без каких бы то ни было приукрашиваний: картина дышит большой жизненной правдой. Делакруа всю жизнь влекли к себе необыденные, значительные образы и ситуации. Романтизм искал в накале человеческих страстей, в сильных и ярких характерах, в драматических событиях истории или в экзотике дальних стран антитезу современной буржуазной действительности. Романтики ненавидели сухую прозу современной им цивилизации, циничное господство чистогана, самодовольное мещанство разбогатевшего буржуа. В искусстве видели они средство противопоставить пошлой тривиальности жизни мир поэтической мечты. Лишь изредка действительность давала художнику непосредственный источник высокой поэзии. Так было, в частности, и со «Свободой на баррикадах» Делакруа. В этом важное значение картины, в которой художнику удалось на языке ярком и взволнованном воплотить подлинную героику революционного дела, ее высокую поэзию. Позднее Делакруа не создавал ничего подобного, хотя всю свою жизнь оставался верным искусству, пронизанному страстью, яркостью чувств, преломленному в стихийной мощи его живописи. В «Свободе на баррикадах» колорит художника еще жестковат, контрасты света и тени местами сухи. В более поздних вещах поэзия страстей находила у него воплощение в таком свободном владении стихией цвета, которое заставляет вспомнить о Рубенсе, одном из его любимейших художников.
Делакруа ненавидел ходульные условности классицистического эпигонства. «Высшее безобразие, — писал он в своем «Дневнике», замечательном документе творческой мысли художника, — это как раз наши условности и наши мелочные поправки к великой и совершенной природе. Безобразное — это наши прикрашенные головы, прикрашенные складки, природа и искусство, подчищенные в угоду вкусу нескольких ничтожеств...»
Но, протестуя против ложного понимания красоты, Делакруа никогда не забывал, что удел подлинного искусства не внешнее правдоподобие натурализма, а высокая правда настоящей поэзии: «Когда я, окруженный деревьями и очаровательными местечками, пишу, уткнувшись носом в пейзаж, он у меня получается тяжелым, слишком отделанным, может быть, более верным в деталях, но не согласованным с сюжетом... Во время путешествия в Африку я стал делать что-то более или менее приемлемое лишь тогда, когда уже достаточно позабыл мелкие детали и вспоминал в своих картинах лишь значительную и поэтическую сторону вещей; до того момента меня преследовала любовь к точности, которую огромное большинство принимает за правду...»
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 14:07:20 КОРА. ГРЕЧЕСКАЯ СТАТУЯ. Кон. VI — нач. V в. до н. э. Афины. Музей Акрополя
В 480 году до нашей эры войска персидского царя Ксеркса захватили один из самых больших и цветущих городов Греции — Афины. Акрополь, цитадель города, был разрушен и сожжен. Правда, торжество персов оказалось недолгим. После нескольких тяжких поражений на суше и на море Ксеркс был вынужден отказаться от замысла завоевать богатые греческие земли и увел свои войска обратно в Азию.
| | 18.08.2006 20:22:24 АЛЛЕГОРИЯ ВЕСНЫ. Ок. 1478. Флоренция. Галерея Уффици Сандро Боттичелли 11444—15101.
Девушка оторвала стопу от земли, медленно, как бы нехотя, поднялась на носки и вдруг, ощутив всю силу юного тела, закружилась в медленном танце, увлекая за собой подруг — двух печальных граций. Их движение вмиг оживило темные кулисы таинственного леса. Ритм танца пробудил к жизни Венеру и Весну. Рожденные поэтической фантазией художника, появились они здесь, на зеленой цветущей поляне. На опушку леса, ускользая от голубого Зефира...
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…
- Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|