Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

ГЕОРГИЙ-ЗМЕЕБОРЕЦ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. XIV в. ГЕОРГИЙ-ЗМЕЕБОРЕЦ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. XIV в.

Статьи об искусстве -> Среднее


Среди бесчисленного сонма христианских святых, чтимых в средневековой Руси, одним из самых популярных был Георгий, согласно легенде му­жественный и доблестный витязь, защитник сла­бых, небесный покровитель воинства. Ему посвя­щались многочисленные храмы, его именем, по-русски звучащим Юрий, охотно крестили детей, о нем слагались песни, которые пели на торжи­щах слепцы, рассказывая о подвигах «Егория Храброго».
ГЕОРГИЙ-ЗМЕЕБОРЕЦ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. XIV в. ГЕОРГИЙ-ЗМЕЕБОРЕЦ. НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА. XIV в.Особенно излюбленным в народе было сказание о том, как Георгий спас от смерти царевну, убив страшного змея, на жертву которому она была об­речена. В этой легенде преломился старый ан­тичный миф о Персее и Андромеде. Русские же люди узнавали в змееборце Георгии родного бра­та своего богатыря Добрыни Никитича, тоже по­бедившего Змея Горыныча и освободившего пле­ненных им людей.
Понятно поэтому, почему сохранилось так много икон, изображающих Георгия в битве с драко­ном. Это один из самых излюбленных сюжетов: идеальный образ смелого воина был жизненно близок людям той суровой эпохи. На иконе XIV века Георгий, стройный, изящный юноша, скачет на белоснежном коне. Под ногами коня вьется крылатое чудовище. Длинным копь­ем Георгий пронзает голову дракона. Во всем этом изображении нет ничего от строгой и торжественной неподвижности, подобающей священному образу. Изысканная узорчатость ри­сунка, мажорная звучность цвета, живая дина­мика в движении всадника создают ощущение сказочности, той поэтической фантастичности, которая неотъемлемо присуща народному твор­честву.
Композиция иконы условна. И конь, и седок, и змей изображены в профиль, силуэтами: они как бы распластались на отвлеченном фоне, устраняя всякую мысль о трехмерном пространстве, ухо­дящем в глубину.
Но эта плоскостность не создает ощущения сверхчувственной отвлеченности. Характерно, что обычный в иконах золотой фон, как бы символи­зирующий некую божественную бездонность, за­менен здесь звучной красной киноварью, что при­дает иконе почти материальную вещественность. На этом ликующем красном фоне особенно эф­фектно смотрится скачущий витязь. Конь Георгия, как подобает сказочному коню, обладает какой-то особой гибкостью движений. Упругая динамика рисунка его выгнутой шеи, тонких, изображенных в скачущем галопе ног, золотой сбруи подчинена безошибочно точному ритму. Ритм этот усилен извивающимся силуэтом чудовища, легким наклоном условных горок, будто вторящих горделиво-победному скоку ге­роя.
Сам Георгий прекрасен в необычайно легкой, по­чти танцующей грации. Белый конь высоко подымает его тонкую фигуру; все линии в едином ритме устремляются к нему, будто рифмуются друг с другом. Наклоненной вперед голове воина отвечает вихрем отброшенный назад — в резких зигзагах складок — плащ. Смело пересекает всю композицию по диагонали тонкая черная линия копья.
Как ликующая зримая музыка воспринимается эта икона. Мелодические повторы линейных рит­мов приобретают особое богатство в тонких коло­ристических созвучиях. Оливково-зеленый тон плаща и горок под ногами лошади, голубые, теп­лые коричнево-желтые, фиолетовые оттенки в фи­гуре Георгия звучат особенно интенсивно на фоне пылающей киновари.
Художник, как и подобает поэту-сказочнику, не ищет натуральной достоверности. Таких коней и таких всадников «не бывает». Но образ торжест­вующего воина обладает непререкаемой убеди­тельностью. Высокая правда этого образа в той особой красоте, которую сумел передать мастер. В основе его приемов — впечатления бытия. В натуре разглядел он эту удивительную музыку форм, линий, цветовых созвучий. Но все это он переплавил в своем поэтическом воображении. В Древней Руси было одно слово, удивительно точно передающее образный строй иконы. Желая передать необыкновенную красоту создания художника, старинный книжник говорил об об­разе, что он «измечтан», создан мечтою, творче­ской фантазией.
«Измечтан»   неведомым  нам   новгородским  ико­нописцем и наш Георгий.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

12.08.2006 15:14:14
БЮСТ ВИТЕЛЛИН. I в. н. э. Париж Лувр

Прошло пятьсот лет с тех пор, как Поликлет отлил из бронзы своего «Дорифора». Давно со­шли с исторической сцены эллинские города-го­сударства с их демократическим устройством. Греция наряду с другими землями, лежащими по берегам Средиземного моря, подпала под власть Римского государства, превратившегося в огромную империю...

18.08.2006 20:20:58
БЛАГОВЕЩЕНИЕ. РЕЛЬЕФ. Ок. 1435. Флоренция. Церковь Санта-Кроче Донателло 11386—14661.

Леон Баттиста Альберти, один из самых разно­сторонних и ярких людей эпохи Возрождения, по­святил написанный им трактат «Три книги о жи­вописи» своему старшему другу архитектору Фи-липпо Брунеллески, основоположнику стиля Ре­нессанс в зодчестве. В посвящении он писал: «Я часто дивился, да и сокрушался, видя, как столь отменные и божественные искусства и науки, ко­торые... изобиловали у доблестнейших древних наших предков...

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    31.08.2006 14:46:54
    Национальный Музей Австралии
    01.09.2006 16:54:25
    Лувр

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova