Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.

Статьи об искусстве -> Среднее

В «Алтаре Портинари», написанном около 1476—1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мас­тером из последователей Яна ван Эйка, перед зри­телем оживала евангельская легенда о рождении Христа.
Написанный по заказу Томмазо Портинари, куп­ца, агента флорентийского банкирского дома Ме­дичи в Брюгге, алтарь    состоит из трех частей: центральной,   где,   собственно,   и   показано  чудо рождества, и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда.
АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.На левой створке портрет    заказчика и двух его сыновей.    Одетые    в    черное, с молитвенно сложенными руками,  коленопреклоненные,  они по­вещены на самом краю композиции. Над ними высятся мощные и грубоватые фигуры их небесных покровителей:   святого    Фомы (Томмазо) с копьем и святого Антония    Аббата с четками в одной и колокольчиком в другой руке.
На правой створке написана супруга заказчика — Мария Портинари    в    облегающем    фиолетовом платье, в бургундском головном уборе и ее малень­кая дочь Маргарита, девочка с белокурыми воло­сами, трогательная в своей детской серьезности, так же, как и мать, одетая в строгое темное пла­тье. Над ними, на фоне холмистой весенней зем­ли, высятся стройные фигуры святых покрови­тельниц: Марии Магдалины в красном одеянии с крестом и книгой в руках и Маргариты в свет­лой парчовой одежде, затканной золотыми узо­рами.
В главной части триптиха, где изображено само событие, в центре пустой и легкообозримой пло­щадки нам прежде всего бросается в глаза свето­зарный и такой беспомощный младенец. Хрупкое тельце вызывает желание защитить, оградить, уберечь его, и эта тревога не только не покидает нас, но еще более усиливается, когда мы обраща­ем взор на серьезное лицо богоматери. Легенда го­ворит, что Мария знала, какая трагическая судь­ба ждет ее сына, и потому в эту тишайшую мину­ту так беспомощны ее руки, так печально лицо и пронзительной грустью светится глубокий, синий цвет ее одежды.
Голубые ангелы, стоящие позади богоматери, вто­рят ее печали. Но голубизна их одежд несколько смягчает и разряжает драматическое напряжение синего цвета. Радость рождества ощущается в легком движении крыльев ангелов, стоящих на авансцене, оживает мощным цветовым аккордом в горячих пятнах узорчатых плащей правой груп­пы. Так в композицию вводится активная мело­дия торжества. Тема печали в картине постепен­но переходит в меланхолическую серьезность, за­тем, в группе двух белых ангелов, рождается на­строение просветленного размышления, которое почти неожиданно сменяется радостной и торже­ственной музыкой цвета в нижней левой части композиции, с тем чтобы упрочиться в алом цве­те одежд святого Иосифа и наконец зазвенеть в полную мощь в оживленной жестикуляции, в экспрессивных движениях, в возбужденных ли­цах пастухов. Эти простодушные люди всем серд­цем предаются торжеству. Их загрубелые лица просветляются, души очищаются; причастные к чуду, они верят, что благо пришло на землю. За­вершают сложное настроение композиции изобра­женные у самого нижнего ее края букетик неза­будок да сноп пшеничных колосьев: будто благо­говейный дар самого живописца.
Тема торжества, вначале почти приглушенная пе­чалью богоматери, захватывает зрителя. Круг мысли завершился, и зритель, поддавшись на­строению пастухов, теперь постигает ликующий мир: мы видим парящих ангелов, поющих Осан­ну младенцу, холмистую весеннюю землю, го­родскую околицу, мирно гуляющих в отдалении дам. Охватывая взором большой круг компози­ции, мы вновь обращаем внимание на условный пейзаж левой створки, где изображена сцена бегства в Египет, вновь любуемся поэтичнейшим пейзажем правой части триптиха, где на фоне хрупких деревьев лица святых жен Марии и Мар­гариты выглядят особенно одухотворенными. В «Алтаре Портинари» преломилась духовная ат­мосфера того переходного времени, когда в усло­виях еще безраздельного господства старого сред­невекового уклада шла интенсивная работа мысли, искавшей пути в будущее. В этом шедевре Гуго ван дер Гуса, художника мятущегося, искав­шего контакта с реальным миром и не нашед­шего его, самым удивительным и в то же время таким органичным образом сплавились воедино радость и грусть, готические формы изображения, наполненные воистину ренессансным понимани­ем человека. Здесь нашли себе место отголоски рафинированной рыцарской культуры бургунд­ского двора и самые демократичные образы в искусстве того времени, — ведь никто до Гуго ван дер Гуса не вводил в священный сюжет та­кие неприкрашенные, реалистические народные типы.
Традиционное и новаторское, высокое и низкое, символическое и реалистическое объединились в драматическом искусстве мастера, жившего в от­мирающей средневековой атмосфере Гента. Мощное внутреннее напряжение, построенное на сложной борьбе противоположностей, наполнило поэтичнейший мир древней легенды совсем зем­ной, человеческой любовью, тревогой и неж­ностью.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 14:22:07
«ТРОН» ЛЮДОВИЗИ. ГРЕЧЕСКИЙ РЕЛЬЕФ. 2-я четверть V в. до н. э. Рим. Музей Терм

Древний миф рассказывает, что богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Юные прислужницы — коры приняли «пенорожденную», помогая ей подняться на берег. Неизвест­ный скульптор изваял эту сцену в рельефе, укра­шающем массивный мраморный блок, найденный на территории виллы Людовизи в Риме и перво­начально принятый за обломок трона. Этот замечательный памятник классического гре­ческого искусства на самом деле скорее всего по­стамент алтаря, стоявшего некогда в одном из святилищ Афродиты. Он дошел до нас сильно по­врежденным, отбита верхняя часть изображения.

18.08.2006 20:35:28
АЛТАРЬ ПОРТИНАРИ. Ок. 1476—1477. Флоренция. Галерея Уффици Гуго ван дер Гус /ок. 1435/40—1482/.

В «Алтаре Портинари», написанном около 1476—1477 годов нидерландским художником Гуго ван дер Гусом, наиболее значительным мас­тером из последователей Яна ван Эйка, перед зри­телем оживала евангельская легенда о рождении Христа. Написанный по заказу Томмазо Портинари, куп­ца, агента флорентийского банкирского дома Ме­дичи в Брюгге, алтарь    состоит из трех частей: центральной,   где,   собственно,   и   показано  чудо рождества, и двух боковых створок, на которых представлены свидетели этого чуда.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    02.09.2006 20:33:41
    Венгерская Национальная галерея
    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova