Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

ЭКСТАЗ СВ. ТЕРЕЗЫ. 1645—1652. Бернини /1598—1680/. Рим. Церковь Санта-Мария делла Виттория

Статьи об искусстве -> Среднее

Италия XVII века, задавленная феодальным гне­том, разграбленная и обнищавшая. Какими да­лекими кажутся теперь высокие ренессансные идеалы! Под обломками погибших демократиче­ских свобод погребена вера в величие человека, забыты некогда вдохновлявшие художников идеалы античной классики. Разумный и уравно­вешенный мир Рафаэля и Леонардо да Винчи, их веру в личную свободу человека сменили сомне­ния и мучительное чувство балансирования над неведомым. Обнищавший народ, бедственное по­ложение которого оттеняла пышность жизни ари­стократов и духовенства, был ослеплен религиоз­ным фанатизмом, активно насаждавшимся като­лической церковью. Религиозная реформация XVI века сильно подорвала безраздельное гос­подство католицизма над умами, и он мобилизо­вал все материальные и духовные силы, чтобы отстоять свою власть. Католицизм беспощадно преследовал свободомыслие то в лице Галилея, следовавшего в познании вселенной традициям Возрождения, то Джордано Бруно, смелого мы­слителя-материалиста, сожженного церковни­ками.
ЭКСТАЗ СВ. ТЕРЕЗЫ. 1645—1652. Бернини /1598—1680/. Рим. Церковь Санта-Мария делла ВитторияНо главное заключается в том, что вся эта эпоха была предельно насыщена глубокими социальны­ми конфликтами; новые буржуазные отношения вызревали внутри еще полного сил феодального общества; войны, восстания, острые столкнове­ния классов сотрясали Европу. Все, казалось, по­теряло устойчивость, все стало зыбким, преходя­щим. Наивная вера прошлых веков исчезла; про­снувшийся человеческий разум еще силился охва­тить открывшийся ему мир, полный противоре­чий, неразгаданно сложный в своей бесконечно­сти. Именно здесь источники идеи иррациональ­но устроенного мира. Поэтому и художественные произведения той поры, была ли это музыка, ар­хитектура, живопись или скульптура, окрашены повышенной, часто экстатической эмоционально­стью, ощущением не знающего покоя, остроконф­ликтного бытия.
Предельная экспрессия и динамика стиля барок­ко выражают это мироощущение. Создавая группу «Экстаз святой Терезы», люби­мое свое произведение, Лоренцо Бернини, наибо­лее яркий представитель барочной скульптуры, вдохновлялся письмами Терезы, испанской мо­нахини, жившей в XVI веке и после ее смерти объявленной святой. Возможно, тема была пред­ложена кардиналом Корнаро, заказчиком, на чьи средства строились капелла и алтарь, где была установлена группа.
Описанные святой Терезой чудесные видения, якобы посещавшие ее, были популярным чтением, всячески поощряемым духовенством. Вот ее рассказ: «Непосредственно рядом с собой, слева, увидела я ангела в телесном облике... В руке ан­гела увидела я длинную золотую стрелу с огнен­ным острием; мне показалось, что он вонзил ее несколько раз мне в сердце, я почувствовала, как острие проникало мне внутрь. И когда он его вы­нул, мне казалось, что он взял и мое сердце, и я осталась исполненной пламенной любви к богу. Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость». Эту болезненную галлю­цинацию Бернини взялся воплотить в камне.
Кажется, что скульптурная группа, помещенная в глубокой нише на фоне золотых лучей, парит с над полом капеллы. Мрамор потерял тяжесть камня, как бы преобразившись в податливую, меняющуюся на глазах массу. Свет, льющийся из купольного пространства, соскальзывает по золо­тым струнам и выхватывает из теплого полумра­ка взвихренные складки одежд святой Терезы, ее исступленное бледное лицо, полуприкрытые тя­желые веки, приподнятое в нервном движении ле­вое плечо. Обессилевшую в сладкой муке фигуру юной монахини, ее душевную экспрессию оттеня­ют хрупкие формы торса ангела, мелкие, как бы вьющиеся складки его одеяния, контрастирую­щие с мощной пластикой драпировок Терезы. В его миловидном лице смешались любовь и на­смешка, ощущение превосходства над слабой жертвой могучего бога и ребячливая беспечность. Изысканным сверх меры жестом небесный посла­нец держит стрелу. Левой рукой он придержива­ет плащ на груди святой, как бы прикрывая кро­воточащую рану.
Композиция группы построена на резком, диссо­нирующем контрасте. Никнет в обмороке тело Те­резы; трепетно-гибким силуэтом поднимается над ней ангел. Обе фигуры будто откачнулись друг от друга. И вместе с тем сложная игра ди­намических ритмов связывает их в нерасторжи­мое единство.
«Мне бы хотелось — пусть бы эта боль длилась вечно» — так оканчивает святая Тереза описа­ние своего видения. Несмотря на то, что Бернини буквально цитирует святую Терезу языком скульптуры, произведение все же представляется чем-то большим, чем простая иллюстрация. Принимая на себя рефлексы от цветных мрамор­ных стен ниши, формы скульптуры под резцом Бернини превратились в подвижные струи волн, то вздымающиеся крупными складками, то робко звенящие, как весенние ручейки, на тончайших одеждах ангела и наконец замирающие в отпо­лированной поверхности лиц и рук. Формы бо­рются с формами, настигают и поглощают друг друга, растворяясь в тени складок и вспыхивая цветом в рефлексах. Их многообразная пластиче­ская жизнь наделяет скульптуру временной жиз­нью, превращает мгновение в вечность и веч­ность в миг. Кажется, что событие это, запечат­ленное Бернини 300 лет тому назад, свершается сейчас, на наших глазах, когда мы приблизи­лись к нише. В золотом воздухе, окутывающем группу, борются между собой «теперь» и «всегда».
В скульптуре Бернини, отказавшегося от текто­нической устойчивости ренессансной пластики, в подвижности мраморных масс, организованных в сложный ритмический узор, в создании действи­тельно волшебной атмосферы события, в которой оживает скульптура, как бы насыщая окутываю­щий ее воздух отголосками своего великоле­пия, — во всем этом воплотились лучшие возмож­ности барочной европейской пластики. С необычайной силой страсти сумел скульптор чисто пластическими средствами выразить внут­ренний и внешний драматизм образа; трудно най­ти в мировом искусстве другой пример такого эмоционального напряжения, такого поистине могучего голоса человеческой страсти. Живая правда чувства полностью затмила здесь религи­озную основу изображенного эмоционального взрыва.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 20:10:32
МАРИЯ И ЕЛИЗАВЕТА. СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ИЗ СОБОРА В РЕЙМСЕ. Ок. 1230 г.

Готические храмы, эти величественные памятни­ки бурной жизни средневековых городов, воздви­гались столетиями. Поколение за поколением тру­дилось над их возведением, пока не возносились они к небу своими крутыми стрельчатыми сво­дами и ажурными башнями. В этих сооружениях, в скульптурном убранстве, которым они щедро украшались, ярко отразилось противоречивое время первых потрясений незыб­лемого дотоле феодального порядка в Европе. Бо­гатели и становились могущественными крупные города...

18.08.2006 20:36:37
АПОКАЛИПСИС. 1498. Гравюра на дереве Альбрехт Дюрер 11471—15281.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Зловещие слова «Апокалипсиса» — мрачных про­рочеств Иоанна Богослова, предрекавших круше­ние мира, — раздавались с амвонов всех церк­вей, когда немецкий художник Альбрехт Дюрер вернулся в родной Нюрнберг после первого путе­шествия в Италию, где он изучал основы ренессансного искусства: перспективу, учение о про­порциях, читал трактаты итальянских гумани­стов, учился у живописцев Венеции колориту.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    22.10.2006 16:43:02
    Национальная галерея Канады
    07.10.2006 10:03:59
    Государственная Третьяковская Галерея

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую: знакомства для женатых и замужних.
    Copyright © 2006 Olga Smirnova