Главная страница сайтаГид по музеям мира и галереямМатериалы по искусствуНаша галерея искусcтваНовости культуры и искусстваПоиск по галерее искусстваВы можете с нами связатсяЛучшие ресурсы по искусствуАвторы которых мы рекомендуем
 

ПОРТРЕТ ГЕРЦОГИНИ ДЕ БОФОР. 1770-е гг. Гейнсборо /1727—1788/. Санк-Петербург. Государственный Эрмитаж

Статьи об искусстве -> Среднее

ПОРТРЕТ ГЕРЦОГИНИ ДЕ БОФОР. 1770-е гг. Гейнсборо /1727—1788/. Санк-Петербург. Государственный ЭрмитажЧуть склонив изящную головку, на которой воз­вышается целое сооружение из напудренных во­лос и легчайших перьев, едва удерживаемых шел­ковыми лентами и мерцающими нитями, внима­тельным и мягким взглядом смотрит на зрителя миловидная леди. Ее карие, слегка удлиненные глаза и спокойная полуулыбка, приоткрывшая жемчуг зубов, внушают чувство душевного покоя и гармонии. Едва намеченный румянец оттеняет белизну лица, а черная шелковая лента, завязан­ная высоко, под самым подбородком, подчеркива­ет стройность шеи герцогини. Покатые плечи, точ­но такие, какие были в моде у аристократических дам в конце XVIII века, и хрупкая холеная кисть тонкой руки погружены в полупрозрачную пену белоснежного платья. Поверх платья — шелковый шарф, на котором виртуозная кисть художника запечатлела всю палитру голубых оттенков. Величаво и таинственно выплывает из фона изысканный силуэт по л у фигуры, чуть раз­вернутый левым плечом на зрителя.
В портрете герцогини де Бофор, где живы отголоски портретов Ван-Дейка, любимого мастера Гейнсборо, розовые и палевые мазки кисти спле­лись с жемчужно-серыми; длинный штрих сме­няется коротким, линия мягко сливается с фо­ном либо дрожит, как тонкая струна. Система энергичных пятен, штрихов и мазков, кажется, расчленяет и дробит большую форму, если смот­ришь на портрет вблизи, но издали сплавляется в единое голубое сияние, которое видится не за­стывшей красочной массой, а подвижной струк­турой, наделяющей образ дыханием физической жизни. Смелый живописный прием, самостоя­тельно выработанный Гейнсборо, так удивлявший его современников, напоминает манеру Антуана Ватто, также использовавшего для создания сво­их «пространственных идиллий» подвижный, на­сыщенный цветом и как бы окрашенный эмо­цией энергичный и разнообразный по форме мазок.
В эпоху, когда вкусы в искусстве Англии опреде­ляла холодная академическая живопись, свято следовавшая мертвым канонам, Томас Гейнсборо сделал значительные открытия в технике письма, которые лишь через столетие после смерти художника были по достоинству оценены его со­отечественниками. Он открыл не только новую ма­неру в живописи, но высветлил палитру и насы­тил свои полотна светом и цветом, тем самым резко порвав с заученной тепло-коричневой гам­мой, традиционной для Королевской академии художеств.
Романтический образ «Дамы в голубом», так иногда называют этот холст Гейнсборо, помимо несомненных живописных достоинств, останавли­вает внимание зрителя еще и тем, что выходит за границы внешне красивого, но холодного ари­стократического портрета. За изысканной сдер­жанностью, предписываемой правилами хороше­го тона, мы чувствуем личность. Образ, создан­ный художником, говорит о тонкой интеллекту­альности модели, о способности глубоко чувство­вать, о живости ее нрава и душевном трепете, ко­торый не гаснет даже в окружении пышного декора.
В таком органичном сочетании традиционных форм парадного портрета с живым интересом к личности человека едва ли не главная сила Гейн­сборо, одного из лучших портретистов XVIII века в Англии.

 

Автор - М. В. АЛПАТОВ

18.08.2006

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Статьи об искусстве

Живопись 1920-1930 годовНаши авторы об искусствеРаннееРусский натюрморт конца XIX - начала XX векаСреднееФранцузский портрет XIX века

18.08.2006 14:11:02
МОЗАИКИ ЦЕРКВИ САН-ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ. VI в. н. э.

В 540 году нашей эры войска византийского им­ператора Юстиниана захватили итальянский го­род Равенну, бывшую столицей государства остго­тов, основанного на обломках Западной Римской империи. Правительство Юстиниана предприняло целую цепь победоносных походов, чтобы вновь вернуть «Империи римлян» (так официально име­новалось Византийское государство) утраченные земли и восстановить могущество и славу Рим­ской монархии

18.08.2006 20:24:58
ДЖОКОНДА. 1503—1506. Париж. Лувр Леонардо да Винчи 11452—15191.

Эпоха Возрождения выдвинула много необычай­но ярких личностей во всех областях научного и художественного творчества. «Это был величай­ший прогрессивный переворот, пережитый до то­го человечеством, эпоха, которая нуждалась в ти­танах и которая породила титанов по силе мыс­ли, страстности и характеру, по многосторонно­сти и учености», — писал Энгельс, назвав среди этих «титанов» первым Леонардо да Винчи.

Архив "Статьи об искусстве"


  • Наша галерея искусства

    • Государственная Третьяковская Галерея

      Государственная Третьяковская ГалереяГосударственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье…

    • Западноевропейская и Американская живопись из музеев США

      Западноевропейская и Американская живопись из музеев СШАНа этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.

       

    • Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба

      Русский натюрморт конца XIX — начала XX века Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прош­лого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.

       

    20.08.2006 14:50:01
    И.И.Левитан. Лесные фиалки и незабудки.
    20.08.2006 14:56:55
    В. Д. Поленов. Больная.

    Архив "Наша галерея искусства"

  •  
     

    Музеи мира и художественные центры

    02.09.2006 16:20:43
    Венгерский Национальный музей
    02.09.2006 18:54:57
    Музей истории Будапешта

    Архив "Музеи мира и художественные центры"

    Рекомендую:
    Copyright © 2006 Olga Smirnova