ПОРТРЕТ Е. НЕЛИДОВОЙ. 1773. Д. Г. Левицкий /1735—1822/. Ленинград. Государственный Русский музей
Статьи об искусстве
->
Среднее
В 1773 году «сама» императрица Екатерина II поручила написать серию портретов любимых ею воспитанниц Смольного института художнику Дмитрию Левицкому, незадолго перед тем выдвинувшемуся среди петербургских живописцев своими портретными работами. В Смольном институте воспитывались дочери дворян. Это было привилегированное закрытое учебное заведение, пользовавшееся особым покровительством двора. Такой крупный и ответственный заказ Левицкий получил впервые. Речь шла о цикле больших — в рост — портретах девушек, которые должны были быть изображены в ролях из спектаклей, понравившихся Екатерине. Три года работал Левицкий над портретами смолянок. Одним из первых был написан портрет танцующей Нелидовой. По внешней форме этот портрет, как и другие изображения смолянок, представляет собою обычный для XVIII столетия парадный портрет, рассчитанный на большую дворцовую залу. Около двух метров в высоту, он изображает девушку в рост, в натуральную величину, на фоне условного декоративного пейзажа. Одета она в пышные праздничные одежды, церемонны ее жесты и поза. Танцевальное па воспринимается как искусственное позирование. Но при всех этих признаках традиционной трактовки образ Нелидовой совершенно свободен от торжественной скованности и тяжеловесной пышности портретных композиций «пухлого слога», как окрестил барочную манеру современник Левицкого поэт Сумароков.
Конечно, перед нами изображение совсем юного существа, почти девочки. Ей, разумеется, не пристала та импозантность и осанистость, какие уместны в портретах вельмож и тем более «царственных особ». Но дело здесь не только в особенностях модели. Левицкий нашел удивительно счастливое равновесие между живой поэтичностью неповторимой человеческой натуры и декоративной картинностью и церемонной сдержанностью образа. Нелидова — веселая, резвая, немножко лукавая и немножко кокетливая девушка. Но она прошла хорошую школу благопристойности в своем институте, умеет быть любезной без развязности и, сохраняя всю непосредственность юности, выступать как подобает светской даме.
Левицкий ставит модель в свободном трехчетвертном повороте, позволяя вполне ощутить легкость и грацию движения. Вместе с тем есть что-то еще неумелое в жесте пухлой руки с оттопыренным большим пальцем, которым она подхватила краешек кисейного передничка. По-детски мягко и личико девочки под кокетливой шляпкой, нежная белизна которого оттенена тонкой бархоткой на стройной шее.
Художник любуется этой расцветающей жизнью. Он подчеркивает гибкую плавность движения, прелесть легкого поворота головы на зрителя, которого встречает чуть лукавый прищур карих глаз этой нарядной куколки.
Поэтичности облика модели отвечает пластическая поэзия художественных средств, а ими Левицкий владеет безупречно. Его живописная манера сочетает изящество, можно даже сказать, изысканность приема с крепким ощущением материальности формы, которое он унаследовал у своего учителя Антропова.
Колорит картины построен на тончайших переливах сложных тональных градаций: холодного розового, жемчужно-серого, тающего синего. Плотная энергичная корпусная живопись теряет свою открытую сочность под тонкими лессировками, придающими всему портрету какое-то живое мерцание. Сам мотив — девушка выступает на сцене — как бы оправдывает едва ощутимую интонацию особой, совсем небытовой атмосферы.
Тонко передана художником и музыкальность движения Нелидовой. Дело не только в том, что изображен танец, что умело передана незавершенность кругового поворота. Сам ритм композиции, гибкие, пружинистые линии силуэта, легкое колебание хрупкой верхней части торса на колоколообразной юбке, из-под которой видны миниатюрные туфельки, что придает всей фигуре почти невесомость, наконец, клубящиеся, как бы тающие облака на фоне — все это сливается в общую мелодию красивых зрительных форм. Портрет Нелидовой — блестящий образец декоративной живописи; на стене он выглядит как драгоценное, ласкающее взор украшение. Глаз зрителя наслаждается красотой колорита, ритма, рисунка, фактуры, той «музыкой для очей», которую ожидали от живописи современники. Но сила портрета в том, что при всех его декоративных качествах он дает очень тонкое проникновение во внутренний облик человека. Оставаясь сословным, дворянским, портрет Левицкого уже знает цену личности, достигая в раскрытии человеческой натуры (пока еще не характера) большой глубины.
В этом смысле Левицкий входит в круг деятелей эпохи Просвещения в России, заложивших основы самосознания передовых слоев русского общества. Это было время ярких успехов новой национальной культуры; у колыбели ее стоял Петр I, путь для нее проложил Ломоносов, и во второй половине XVIII столетия она дала целое созвездие блестящих талантов: Радищева и Новикова, Державина и Фонвизина, Баженова и Казакона, Рокотова и Левицкого. В большой культурной работе, которую проделало это поколение, готовя почву для появления Пушкина и декабристов, искусство портрета сыграло важную роль, участвуя в воспитании нового понимания достоинства человека как личности.
Автор - М. В. АЛПАТОВ
18.08.2006
Комментарии
Добавить комментарий
|
Статьи об искусстве
| 18.08.2006 20:17:15 ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ. Ок. 1305. Падуя. Капелла делъ Арена Джотто /ок. 1266—13371.
В Падуе, где на фундаменте римского театра в 1305 году богатым купцом была построена капелла дель Арена, которую по имени заказчика называют еще и капеллой Скровеньи, великий флорентиец Джотто ди Бондоне создал фрески, определившие пути дальнейшего развития живописи в Европе. Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто, родившийся около 1266 года, происходил, как утверждает легенда, из крестьянской или ремесленной среды.
| | 18.08.2006 20:43:57 УСПЕНИЕ МАРИИ. Ок. 1606. Париж. Лувр Караваджо 11573—1610/.
Картина «Успение Марии» была написана Мике-ланджело да Караваджо в 1606 году, за четыре года до смерти художника. Вспыльчивый, дуэлянт и скандалист, человек, живущий безалаберной жизнью богемы, свободолюбивый ниспровергатель каких бы то ни было норм в жизни и искусстве — таким был Караваджо, умерший тридцати шести лет от роду, но сумевший за свою недолгую жизнь произвести целую революцию в искусстве.
|
Наша галерея искусства
- Государственная Третьяковская Галерея
Государственная Третьяковская галерея — крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий всемирную известность. Это один из главнейших центров русской художественной демократической культуры, школа реалистических традиций советского искусства. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье… - Западноевропейская и Американская живопись из музеев США
На этот раз нам предоставлена возможность ознакомиться с избранными произведениями из коллекций пяти художественных музеев Соединенных Штатов Америки. Инициатором выставки выступает доктор Арманд Хаммер, прилагающий немало усилий к развитию культурных обменов между США и различными странами мира.
- Русский натюрморт конца XIX - начала XX века и его судьба
Как определенный вид или жанр живописи натюрморт знает в истории искусства свои расцветы. Широко известен, например, голландский натюрморт XVII столетия. Не менее ярким для этого жанра был в европейской живописи период конца прошлого и начала нынешнего века. В истории русского искусства натюрморт появляется в XVIII веке.
|